М.В.Ломоносова, Москва)
ANNO DOMINI 1898 – ЮБИЛЕЙ МИЦКЕВИЧА В РОССИИ
(печать, критика, литературоведение)
24 декабря 1998 года исполнилось 200 лет со дня рождения Адама Мицкевича. <...> Эта дата
позволяет вернуться на сто лет назад и посмотреть, как складывалась ситуация в общественной
жизни России того времени, какие обстоятельства сопутствовали празднованию 100-летнего
юбилея польского поэта и с каким его образом сталкивался в том „предпушкинском‖ юбилейном
году читатель российской печати. <...> Этот материал может оказаться особо интересным не только
потому, что юбилей, как правило, канонизирует едва ли не до ―формульности‖ имидж своего
юбиляра, но и потому, что в России празднование юбилеев всегда сопровождалось
дополнительными культурными или идеологическими функциями. <...> В частности, литературный
юбилей, – это повод обнажить противоречия общественного сознания или высказаться на тему
нерешенных проблем искусства. <...> А этот юбилей Мицкевича имел и еще одну характерную
особенность: он явился генеральной репетицией грядущего празднования в 1899 году 100-летия
со дня рождения Александра Пушкина. <...> Кстати, на естественно возникающую параллель обратил
внимание Н. М. Соколов (см. Соколов 1898), который именно в ней увидел ключ к пониманию
сущности того и другого поэта. <...> Подготовка к празднованию началась едва ли не с лета 1898 года. <...> Были проведены официальные мероприятия,
состоялся вечер памяти в Обществе любителей российской словесности в Москве, на котором
профессор Московского университета Р. О. Торанд прочел лекцию Основные мотивы поэзии
Адама Мицкевича, Союз писателей в Петербурге и Общество пособия нуждающимся
литераторам и ученым устроил и обед, прошедший в ресторане. <...> М. В. МИХАЙЛОВА — ЮБИЛЕЙ МИЦКЕВИЧА В РОССИИ 1898 ГОДА (печать, критика, литературоведение)
2
Но под внешней благопристойностью и парадностью проводимых мероприятий бушевали
страсти, о которых дает яркое представление отрывок из одного письма. <...> Он говорил <...>
Anno_Domini_1898_–_юбилей_Мицкевича_в_России_(печать,_критика,_литературоведение).pdf
Studia Litteraria Polono-Slavica, 5
SOW, Warszawa 2000
МАРИЯ ВИКТОРОВНА МИХАЙЛОВА
( Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова, Москва)
ANNO DOMINI 1898 – ЮБИЛЕЙ МИЦКЕВИЧА В РОССИИ
(печать, критика, литературоведение)
24 декабря 1998 года исполнилось 200 лет со дня рождения Адама Мицкевича. Эта дата
позволяет вернуться на сто лет назад и посмотреть, как складывалась ситуация в общественной
жизни России того времени, какие обстоятельства сопутствовали празднованию 100-летнего
юбилея польского поэта и с каким его образом сталкивался в том „предпушкинском‖ юбилейном
году читатель российской печати. Этот материал может оказаться особо интересным не только
потому, что юбилей, как правило, канонизирует едва ли не до ―формульности‖ имидж своего
юбиляра, но и потому, что в России празднование юбилеев всегда сопровождалось
дополнительными культурными или идеологическими функциями. В частности, литературный
юбилей, – это повод обнажить противоречия общественного сознания или высказаться на тему
нерешенных проблем искусства. А этот юбилей Мицкевича имел и еще одну характерную
особенность: он явился генеральной репетицией грядущего празднования в 1899 году 100-летия
со дня рождения Александра Пушкина. Кстати, на естественно возникающую параллель обратил
внимание Н. М. Соколов (см. Соколов 1898), который именно в ней увидел ключ к пониманию
сущности того и другого поэта.
Подготовка к празднованию началась едва ли не с лета 1898 года. Всего было опубликовано
более 120 откликов, часть которых касалась непосредственно юбилея, в других же освещался
творческий путь поэта или его основные вехи. Были проведены официальные мероприятия,
состоялся вечер памяти в Обществе любителей российской словесности в Москве, на котором
профессор Московского университета Р. О. Торанд прочел лекцию Основные мотивы поэзии
Адама Мицкевича, Союз писателей в Петербурге и Общество пособия нуждающимся
литераторам и ученым устроил и обед, прошедший в ресторане. На него были приглашены П. Д.
Боборыкин, П. И. Вейнберг, Н. К. Михайловский, В. Д. Спасович, предполагалось выступление с
чтением своих произведений писателей В. Г. Короленко и М. В. Крестовской. Он вылился в
грандиозный праздник: речи произнесли, среди прочих, С. А. Андреевский и Вл. Соловьев, в
Париж была послана телеграмма сыну поэта, были получены приветствия от Э. Ожешко, Б.
Пруса и Г. Сенкевича. А на чествовании Мицкевича в Санкт-Петербургском музыкальном
кружке
[...] особенно эффектен, как писали газеты, был апофеоз, когда мимо
красовавшегося на сцене бюста поэта проходили наиболее известные типы из его
произведений и символически отдавали ему честь, складывая лавровые венки у
подножия своего великого творца. (Внутренние 1898:4)
Стр.1
М. В. МИХАЙЛОВА — ЮБИЛЕЙ МИЦКЕВИЧА В РОССИИ 1898 ГОДА (печать, критика, литературоведение)
2
Но под внешней благопристойностью и парадностью проводимых мероприятий бушевали
страсти, о которых дает яркое представление отрывок из одного письма. Как отмечает его автор,
известная общественная деятельница А. М. Калмыкова, уже упоминавшийся
лицемерным, скучным и плоским. Но в половине его речь Мякотина1 прорвала
плотину. Он говорил сильно о невозможности в настоящее время искреннего
единения, когда обе стороны лишены всяких способов, принятых в культурной жизни
для выражения мыслей и чувств и когда одна из главных русских газет избрала
главной темой своих руководящих статей травлю национальностей, входящих в состав
государства. Кончил мелодией на народническую тему о сермягах и единении их с
интеллигенцией, которая создает для них лучшее будущее. На этой почве произойдет
искреннее единение между двумя национальностями. [...]
[...] обед (более 100 чел.), – по первым речам обещал быть сентиментальноВ
―Новом Времени‖, – обращается далее Калмыкова к своему адресату,
– Вы прочтете о практической речи Жуковского (поляк, инженер или адвокат).
Это было ловкое циничное уверение, что единение произойдет на почве
экономических интересов (с самой буржуазной точки зрения). [...]
Сама Калмыкова произнесла речь, в которой упрекнула В.Д.Спасовича и других, чья
[…]характеристика была так неполна, что можно было бы Мицкевича
причислить к группе поэтов, предводительствуемых Гете. Я напомнила о Данте и о
второй половине жизни и деятельности Мицкевича. […]
Она также напомнила В.В.Жуковскому о том,
[…] что единение на этой почве произойдет только при служении высшей задаче,
поставленной жизнью культурной всего мира [...]2.
Что же следует из приведенной выдержки? То, что юбилей Мицкевича в России,
безусловно, должен был иметь и имел политический оттенок и что русское общество
разделилось на тех, кто хотел видеть в его лице поэта-олимпийца, и тех, кто акцентировал
неоднозначный итог его творческого и жизненного пути, кто видел, как в этой личности самым
противоречивым образом соединились политические и религиозные моменты. Этот вывод
подтверждает заметка (см. Столетие 1898: 1), в которой было заявлено, что даже
[...] общая характеристика [...] выдающегося польского поэта-мыслителя имеет то
или другое влияние на ход политических событий.
Именно поэтому речь Вл. Соловьева, которая выходила за рамки злободневности и
предлагала совсем иную точку отсчета для определения значительности польского поэта (это
было, возможно, одно из самых ярких явлений юбилейного года) –– не привлекла должного
внимания общественности (что подтверждается, кстати, и процитированным выше письмом, в
котором нет о ней ни слова, хотя его автор и прослушала ее)3.
Действительно, почти все отклики на юбилей довольно четко делятся по ―политическому‖
Стр.2