Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634942)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Двести лет вместе и врозь. Статья

0   0
Первый авторИрхин Валентин Юрьевич
Издательство[Б.и.]
Страниц14
ID13071
АннотацияРазмышления о книге А.И. Солженицына «Двести лет вместе (1795-1995)», посвященной роли еврейского народа в российской истории. Анализ ведется на основе библейских первоисточников. При подготовке статьи использованы идеи и подходы книги «Посеянное в тернии» (ч.3). Опубликовано в сб.: Вестник Уральского отделения РАН "Наука. Общество. Человек", N 3 (17), 2006.
Кому рекомендованоДля широкого круга читателей.
Ирхин, В.Ю. Двести лет вместе и врозь. Статья / В.Ю. Ирхин .— : [Б.и.], 2006 .— 14 с. — URL: https://rucont.ru/efd/13071 (дата обращения: 02.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

М., Русский путь, 2001, 2002 Пытаясь объять в своем творчестве всю историю российских революций, Александр Исаевич Солженицын не смог пройти мимо еврейского вопроса и посвятил ему двухтомный труд – плод многолетней работы. <...> Действительно, в период перестройки он почти не поднимался; отношения русских с евреями складывались сравнительно спокойно, да и евреев в России стало заметно меньше… <...> Миссия Израиля продолжается; в самые трудные времена евреи снова и снова выходят из гетто на авансцену, чтобы сыграть свою роль в решающих апокалиптических событиях. <...> ) Еврейский вопрос в некотором смысле самый важный и для истории всемирной. <...> В центре библейского повествования стоит избранный народ; через него решаются судьбы остального человечества. <...> 3:2), они – буквально народ Книги, в которой запрограммированы все события, а потому в их судьбе наиболее ярко проступают метаисторические законы. <...> Говорят даже, еврейскую проблему можно понять только и исключительно в религиозном и мистическом плане. <...> Без обращения к текстам библейской традиции в еврейской проблеме действительно делать почти нечего; да и неумолимые параллели и повторы в древней и новой истории вечного народа слишком очевидны… <...> С другой стороны, и для ортодоксальных иудеев Бог — несокрушимая воля, совершающая страшное насилие, и неконтролируемый процесс, который неотвратим для всех, кто пассивно вовлечен в него. <...> На страницах книги предстает картина непрекращающихся странствий еврейского народа, который кружит по смертоносной пустыне в поисках своей земли обетованной. <...> Все происшедшее за два столетия с еврейством – в черте оседлости, и выход из ее прозябания, и расцвет, и возвышение в круги советской власти, и новое стеснение, и потом Исход – не игра случайных стечений на окраине истории. <...> Еврейство закончило круговой цикл распространения вокруг Средиземного моря, вплоть до востока Европы – и теперь двинулось в возврат на свою исходную землю <...>
Двести_лет_вместе_и_врозь._Статья.pdf
Двести лет вместе и врозь В.Ю. Ирхин А.И. Солженицын. Двести лет вместе (1795-1995). М., Русский путь, 2001, 2002 Пытаясь объять в своем творчестве всю историю российских революций, Александр Исаевич Солженицын не смог пройти мимо еврейского вопроса и посвятил ему двухтомный труд – плод многолетней работы. Как пишет автор в предуведомлении (2000 г.), за последние годы этот вопрос вроде бы отступил на второй план по сравнению с другими аспектами российской трагедии. Действительно, в период перестройки он почти не поднимался; отношения русских с евреями складывались сравнительно спокойно, да и евреев в России стало заметно меньше… Сейчас все больше на слуху третья авраамическая религия – воинственный ислам. Однако это лишь дополнительное (хотя и существенное) усложнение, которое проблемы ничуть не отменяет. Миссия Израиля продолжается; в самые трудные времена евреи снова и снова выходят из гетто на авансцену, чтобы сыграть свою роль в решающих апокалиптических событиях. Израиль! Приближается второе Владычество твое. За все гроши Вы кровью заплатили нам: Герои! Предатели! — Пророки! — Торгаши! (М. Цветаева) Еврейский вопрос в некотором смысле самый важный и для истории всемирной. В центре библейского повествования стоит избранный народ; через него решаются судьбы остального человечества. Иудеям вверено Слово (Рим. 3:2), они – буквально народ Книги, в которой запрограммированы все события, а потому в их судьбе наиболее ярко проступают метаисторические законы. Тем не менее, в предисловии к первой части автор пытается поставить границы у собственной книги: Я отдаю себе отчет во всей сложности и огромности предмета. Понимаю, что у него есть и метафизическая сторона. Говорят даже, еврейскую проблему можно понять только и исключительно в религиозном и мистическом плане. Наличие такого плана я, несомненно, признаю, но, хотя о том написаны уже многие книги, – думаю, он скрыт от людей и принципиально недоступен даже знатокам. Откуда такое неверие в возможности человека, да к тому же у писателя, претендующего на пророческую миссию? Библия говорит о познании противоположное (напр., 1 Кор. 2:10-16). Все можно и нужно понять и осмыслить, иначе для чего нам дана Книга? А если отказаться от познания, 1
Стр.1
пусть вещей мучительных и тяжелых, – век свободы не видать, останется писать только о самой тюрьме, а не о способах выхода из нее. Без обращения к текстам библейской традиции в еврейской проблеме действительно делать почти нечего; да и неумолимые параллели и повторы в древней и новой истории вечного народа слишком очевидны… Когда исследование провозглашается объективносветским, оно на деле сводится к человеческим оценкам и эмоциям, рассуждениям о роли внешних экономических и социальных факторов – почти что исторический материализм. С другой стороны, и для ортодоксальных иудеев Бог — несокрушимая воля, совершающая страшное насилие, и неконтролируемый процесс, который неотвратим для всех, кто пассивно вовлечен в него. По счастью, автор прекрасно понимает недостаточность «светского» подхода. Уже в начале второго тома, а затем и далее он неоднократно меняет свою позицию и обсуждает весьма глубокие вещи (правда, ссылаясь больше на вторичные источники). На страницах книги предстает картина непрекращающихся странствий еврейского народа, который кружит по смертоносной пустыне в поисках своей земли обетованной. Все происшедшее за два столетия с еврейством – в черте оседлости, и выход из ее прозябания, и расцвет, и возвышение в круги советской власти, и новое стеснение, и потом Исход – не игра случайных стечений на окраине истории. Еврейство закончило круговой цикл распространения вокруг Средиземного моря, вплоть до востока Европы – и теперь двинулось в возврат на свою исходную землю. И в этом цикле и в разрешении его – проглядывает надчеловеческий замысел. И, может быть, нашим потомкам предстоит увидеть его ясней. И разгадать (гл. 26). Честно собранные факты также очень поучительны, а потому и в этой части труд писателя не пропал даром. Упрекать его за тенденциозный подбор фактов и предлагать взамен свои «исторические концепции», как делают критики (напр., М. Дойч. Клио в багровых тонах. Солженицын и евреи. М., 2006), – дело вовсе бесполезное. Хотя слишком углубляться в первоисточники здесь будет не к месту (мы это сделали в третьей части «Посеянного в тернии», Екатеринбург, УрГУ, 2004, http://lit.lib.ru/i/irhin_w_j/ternii03.shtml), кое-что сказать представляется необходимым. Попытаемся прокомментировать и углубить некоторые мысли книги Солженицына и цитированных им авторов (для удобства чтения они выделяются курсивом). Роль маленького, но энергичного еврейского народа в протяжной и раскидистой мировой истории – несомненна, сильна, настойчива и даже звонка. В том числе и в русской истории. Однако она остается – исторической загадкой для всех нас. И для евреев – тоже. Эта странная миссия – отнюдь не приносит и счастья им. Неразрешимых загадок нет, ответы уже есть (пусть в скрытом виде) в Библии, а история будет повторяться и бить нас по голове, пока мы не извлечем из нее уроков для себя. Только вот читать надо внимательно, без предрассудков и устаревших догм. Конечно, поймем не «все мы», а пусть хотя бы кто-то один, конкретный человек… Евреям, избранным свыше на служение, всегда будет тяжко: за свой неустанный труд они не получают никаких наград. Но именно такая несправедливость гарантирует безжалостную работу вселенского часового механизма. Надеясь в глубине души на исполнение полученных обетований, 2
Стр.2