А.О. Анохин, В.Ю. Ирхин, М.И. Кацнельсон
Эти размышления о российской культуре и науке навеяны нашими многолетними
наблюдениями общественной жизни в СССР и постперестроечной России, активной
работой в советской физике, а в последние годы - и участием в "гуманитарных"
дискуссиях. <...> Определенной точкой отсчета в исторической перспективе нам послужили
выступления видных советских диссидентов, многие из которых (А. Сахаров <...> Искренний энтузиазм
диссидентов в поисках истины, ярко горевший в условиях реальных перспектив
мученичества, компенсировал недостаток знаний (отрыв от духовных корней все же давал
себя знать), а страдания придавали высокий смысл жизни. <...> Хотя для жизни и физической свободы
теперь, казалось бы, непосредственных угроз нет (если не считать откровенно
криминальных разборок, но здесь речь идет больше о денежных вопросах), появились
1
новые соблазны, оказавшиеся более действенными, чем прямые репрессии властей. <...> Но с ними случается по верной пословице: пес
возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи. <...> Прикладная наука, загнанная в угол "конверсией", в своей массе занялась
откровенной профанацией. <...> В практике православия все более доминируют ритуально-обрядовые формы. <...> И сказал мне: войди и посмотри на отвратительные мерзости, какие они делают
здесь. <...> И семьдесят
мужей из старейшин дома Израилева стоят перед ними, и Иезания, сын Сафанов, среди
них; и у каждого в руке свое кадило, и густое облако курений возносится кверху. <...> Православный
фундаментализм
России,
поощряемый
и
управляемый
государственными структурами, и здесь "впереди планеты всей", демонстрируя крайнюю
2
агрессивность и невежество. <...> Проникая в университеты, он успешно занимает позиции,
сданные марксизмом в общественных дисциплинах, и делает попытки контролировать
всю культуру и угасающую науку. <...> Сын <...>
Путь_в_никуда._Статья.pdf
Путь в никуда
А.О. Анохин, В.Ю. Ирхин, М.И. Кацнельсон
Эти размышления о российской культуре и науке навеяны нашими многолетними
наблюдениями общественной жизни в СССР и постперестроечной России, активной
работой в советской физике, а в последние годы - и участием в "гуманитарных"
дискуссиях. Определенной точкой отсчета в исторической перспективе нам послужили
выступления видных советских диссидентов, многие из которых (А. Сахаров, А. Орлов, В.
Буковский) были серьезными учеными, а также старая и уже ставшая классической книга
М. Поповского "Управляемая наука". Взгляд мы дадим с двух сторон - из современной
России (А.А., В.И) и из далекой благополучной Голландии (М.К.), где совсем другие
традиции, но все равно не избежать мировых проблем. Как требует жанр общедоступной
"светской" статьи, здесь мы не лезем в философские и эзотерические глубины, в то же
время стараясь сохранить объективность и избежать излишних эмоций.
Сердце мое заштопано,
В серой пыли виски,
Но я выбираю Свободу,
И - свистите по все свистки!
Я выбираю Свободу -
Пускай груба и ряба,
А вы - валяйте, по капле
Выдавливайте раба!
По капле и есть по капле -
Пользительно и хитро,
По капле - это на Капри,
А нам - подставляй ведро!
А нам - подставляй корыто,
И встанем по всей красе!
Не тайно, не шито-крыто,
А чтоб любовались все!
(А. Галич)
***
В.И.: Дело свободы в России всегда имело грустные перспективы: благие намерения
не доводились до конца несмотря на пролитые кровь и пот. Искренний энтузиазм
диссидентов в поисках истины, ярко горевший в условиях реальных перспектив
мученичества, компенсировал недостаток знаний (отрыв от духовных корней все же давал
себя знать), а страдания придавали высокий смысл жизни. Следует с огорчением
констатировать, что их деятельность практически не оставила следа в новейшей
российской истории. После короткой вспышки оптимизма в период перестройки
романтические времена быстро закончились. Хотя для жизни и физической свободы
теперь, казалось бы, непосредственных угроз нет (если не считать откровенно
криминальных разборок, но здесь речь идет больше о денежных вопросах), появились
1
Стр.1