Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634942)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Г.И.Чулков и Вл. Соловьев. Статья (80,00 руб.)

0   0
Первый авторМихайлова Мария Викторовна
Издательство[Б.и.]
Страниц12
ID13060
АннотацияВнимание к религиозно-философскому и художественному наследию Вл. Соловьева сохранялось у Г.И. Чулкова на протяжении всей жизни. Взаимоотношению, взаимопроникновению творчества этих писателей посвящена данная статья.
Кому рекомендованоДля литературоведов, филологов, любителей русской словесности, широкого круга читателей.
Михайлова, М.В. Г.И.Чулков и Вл. Соловьев. Статья / М.В. Михайлова .— статья .— : [Б.и.], 2000 .— 12 с. — URL: https://rucont.ru/efd/13060 (дата обращения: 03.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Соловьев Внимание к религиозно-философскому и художественному наследию Вл. <...> Соловьева сохранялось у Г.И.Чулкова на протяжении всей жизни. <...> Однако ни в его воспоминаниях «Годы странствий», создававшихся в советскую эпоху, ни в его «Воспоминаниях», писавшихся в 1917 г., мы не обнаружим ни точной даты знакомства с философией или поэзией автора «Чтений о Богочеловечестве», ни рассказа о впечатлениях, произведенных чтением книг философа. <...> Это выглядит несколько странным, тем более, что, вспоминая о «соловьевстве» Блока, он выражает сомнение в том, было ли прочитано поэтом-символистом до конца «Оправдание добра»1, что ясно говорит о том, что самому Чулкову наверняка был дорог этот основополагающий труд философа. <...> Соловьеву, как сам выразился, «косвенное касание»2: брат философа Михаил Сергеевич Соловьев преподавал в шестой московской классической гимназии, где учился Чулков. <...> Скорее всего, активный интерес к наследию философа возник после чтения статьи «Особое чествование Пушкина» и его пародий на брюсовские сборники «Русские символисты». <...> По крайней мере, именно на эти произведения как важнейшие для его духовного и творческого формирования он упоминает в мемуарах «Годы странствий», где он также выражает глубокое сожаление, что ему не удалось познакомиться с Соловьевым лично по причине юных лет до своей ссылки в Сибирь (она произошла в 1902 г.), а по возвращении он уже не застал ученого в живых. <...> Однако когда в своих неоконченных, касающихся исключительно детских лет «Воспоминаниях» Чулков останавливается на откровении своего внутреннего опыта в постижении «личного абсолютного существа», чью «непрестанную близость» он ощущал постоянно, на «чувстве личности Христа»3, которое родилось в 2 нем довольно рано и которое он пытался опровергать доводами разума, но ни словом не обмолвился о том, сыграла ли какую бы то ни было роль в этой борьбе философия <...>
Г.И.Чулков_и_Вл._Соловьев._Статья_.pdf
М.В.Михайлова Г.И. Чулков и Вл. Соловьев Внимание к религиозно-философскому и художественному наследию Вл.Соловьева сохранялось у Г.И.Чулкова на протяжении всей жизни. Однако ни в его воспоминаниях «Годы странствий», создававшихся в советскую эпоху, ни в его «Воспоминаниях», писавшихся в 1917 г., мы не обнаружим ни точной даты знакомства с философией или поэзией автора «Чтений о Богочеловечестве», ни рассказа о впечатлениях, произведенных чтением книг философа. Это выглядит несколько странным, тем более, что, вспоминая о «соловьевстве» Блока, он выражает сомнение в том, было ли прочитано поэтом-символистом до конца «Оправдание добра»1, что ясно говорит о том, что самому Чулкову наверняка был дорог этот основополагающий труд философа. По всей видимости, знакомство с творчеством Соловьева-критика и философа произошло у Чулкова еще в гимназии. Не последнюю роль здесь сыграло, возможно, то, что он имел к Вл. Соловьеву, как сам выразился, «косвенное касание»2: брат философа Михаил Сергеевич Соловьев преподавал в шестой московской классической гимназии, где учился Чулков. Скорее всего, активный интерес к наследию философа возник после чтения статьи «Особое чествование Пушкина» и его пародий на брюсовские сборники «Русские символисты». По крайней мере, именно на эти произведения как важнейшие для его духовного и творческого формирования он упоминает в мемуарах «Годы странствий», где он также выражает глубокое сожаление, что ему не удалось познакомиться с Соловьевым лично по причине юных лет до своей ссылки в Сибирь (она произошла в 1902 г.), а по возвращении он уже не застал ученого в живых. Однако когда в своих неоконченных, касающихся исключительно детских лет «Воспоминаниях» Чулков останавливается на откровении своего внутреннего опыта в постижении «личного абсолютного существа», чью «непрестанную близость» он ощущал постоянно, на «чувстве личности Христа»3, которое родилось в
Стр.1
11 Это – Ангела-Колосса Страшный вопль и рев, и гул…44 На сегодняшний день неоспоримым является факт, что Чулков явился «одним из последних «соловьевцев» <…> и пережив почти всех оставшихся в России его (символизма – М.М.) адептов, стал хранителем символистского «предания»45. В своих воспоминаниях о Блоке он подчеркнул, что «поэт любил не самого Соловьева, а миф о нем <…>»46. Применимо ли такое определение к самому Чулкову? Трудно сказать определенно. Но очевидно, что весь его духовный путь - это попытка дойти до сути соловьевства и им озарить «положительное утверждение бытия»47. И несомненно также: Соловьев помог ему освободиться «от соблазна хилой совести», гипертрофия которой, как он был убежден, выражается у русского человека или в «избытке добродетели», когда теряется «вкус к жизни» и наступает эра «вегетарианства» (толстовство), или в неистовстве, жажде разрушения, желании «все послать к черту»48 (анархиствующая революционность). В последние два десятилетия жизни Чулков освободился от анархистских настроений и сумел после всех испытаний не утратить вкуса к жизни. Ему было даровано религиозное понимание мира и творчества. ПРИМЕЧАНИЯ 1 См. Чулков Г. Годы странствий. М., 1999. С. 159. 2 Там же. 3 Там же. С. 419. 4 Там же. С. 102. 5 Там же. С. 117. 6 Там же. С. 137. 7 Там же. 8 Там же. С. 159. 9 Следует напомнить, что, отталкиваясь от символов «Песни Песней», В.Соловьев во многом выстраивает свою концепцию любви (см. «Смысл любви»). 10 См. Allegro.Чулков ГГ. Кремнистый путь // Новый путь. 1904. № 2. 11 Годы странствий. С. 138. 12 Там же. С. 145. 13 См. Вопросы жизни. 1905. № 8. 14 Булгаков С. Без плана // Вопросы жизни. 1905. № 6. 15 См. Письма Александра Блока // Чулков Г. Годы странствий. С. 368. 16 Чулков Г. О софианстве // Чулков Г. Валтасарово царство. М., 1998. С. 349. 17 Там же. С. 353. 18 Там же. 19 Там же. С. 369. 20 Там же. С. 369, 370.
Стр.11