ЖУКОВА, Мария Семеновна [1804, Нижегородская губ.- 14(26).IV.1855, Саратов] -- прозаик.
Вошла в историю литературы как талантливый беллетрист, автор романтических повестей, путевых
очерков. Ж. родилась в семье провинциального чиновника. Отец Ж. С. С. Зевакин служил уездным
стряпчим в Арзамасе. В этом городке и деревне, принадлежавшей отцу, прошло детство писательницы.
Ее судьба и творчество были теснейшими узами связаны с жизнью русской провинции, в облике которой
Ж. умела видеть не только приметы затхлости и пошлости существования, но и трогательное обаяние.
Семья Зева-киных была большая, обладала ограниченными средствами, поэтому отец не мог дать детям
хорошее образование. В детстве Ж. обучал дьякон, она сама пополняла свои знания чтением, но
блестящее образование, вероятно, получила так же, как и ее героини-провинциалки, воспитанные в
богатых дворянских семьях. Известно, что княгиня С. А. Голицына (урожденная Корсакова), одна из
образованнейших женщин своего времени, писательница, художница, покровительствовала Ж. В доме
Корсаковых, нижегородских помещиков, скорее всего и воспитывалась Ж.: вместе с будущей княгиней
Голицыной обучалась иностранным языкам, живописи, музыке, литературе. В петербургском доме
княгини, где собиралось избранное общество, часто бывала и даже жила Ж., приезжая в столицу.
Голицыной был посвящен и первый литературный труд писательницы -- сборник повестей "Вечера на
Карповке" (1837--1838), получивший высокую оценку В. Г. Белинского, отметившего способность автора
писать "живым языком сердца" (Полн. собр. соч.-- Т. II.-- С. 574). В основе сюжетов лежит, как правило,
история бедной воспитанницы в аристократическом доме или перипетии судьбы и разрушенное личное
счастье молодой и прекрасной, но небогатой девушки, оказавшейся в свете. Здесь остро ощутим личный
жизненный опыт писательницы, рано осознавшей свое фактическое положение рядом с богатой
"благодетельницей". Проблема социального неравенства так или иначе отразилась во всех повестях Ж.
Ж. рано вышла замуж, лет 17--18 (не позже 1822 г.), но брак не был счастливым. Тягостные
раздумья и мучительные душевные переживания, вызванные неудачным замужеством, сказались в
творчестве.
Героини ее повестей
"Провинциалка"
(1837), "Медальон"
(1837),
"Самопожертвование" (1840), "Черный демон" (1840) глубоко несчастливы; в результате рокового
стечения обстоятельств они часто вынуждены идти на разного рода нравственные компромиссы,
отказываться от любви, сохраняя верность долгу. Однако, с точки зрения автора, дружеские чувства,
благодарность, "самопожертвование" не могут заменить счастья. Сюжетные коллизии, выстроенные в
значительной степени под влиянием традиций романтизма, вместе с тем отражали остросовременные
проблемы, в частности положение женщины в сфере общественных, семейных и личных отношений.
До 1830 г. Ж. жила в провинции. Неизвестно точно, где провела она время с 1830 по 1837 г., но,
вероятнее всего, в Петербурге (сюда в 1830 г. был переведен ее отец). Ровесница жен декабристов, она
отстаивала в своих произведениях право женщины на независимость суждений и самостоятельность
духовной жизни. В повести "Мои курские знакомцы" (1840) она восклицает: "Дайте женщинам
одинаковые нравственные права с вами, господа мужчины!.." (Повести.-- Ч. II.-- С. 221). Авторская
позиция не просто декларируется -- идеи женской эмансипации определяют судьбы героинь Ж., в своем
стремлении к самоутверждению сумевших преодолеть семейственную замкнутость: Наденька ("Мои
курские знакомцы") посвящает свою жизнь служению ближнему, а Лиза ("Самопожертвование")
открывает школу.
У самой Ж. семья рано разрушилась. Она горячо любила своего единственного сына, но
расстроенное здоровье принудило ее расстаться с ним: в 1838 г. Ж. уезжает за границу. "Очерки южной
Франции и Ниццы", вышедшие в 1844 г., свидетельствуют о том, что она прожила за границей около
трех лет, периодически возвращаясь в Петербург к сыну. В "Очерках..." отразились живые впечатления
наблюдательной путешественницы, "...в них не говорится, не рассуждается ни о каких предметах
общественных...", но увлекательно, "просто, без претензий" (Белинский В. Г. Полн. собр. соч.-- Т. VIII.-С.
422) описывается все, что встречается на пути. По свидетельству Белинского, это лучшее, что было
написано в жанре путевых заметок после Н.М. Карамзина.
С 1843 г. Ж., по-видимому, безвыездно жила в России, попеременно то в Петербурге, то в
Саратове, сотрудничала в журналах "Отечественные записки", "Современник", "Сын отечества",
"Библиотека для чтения" и в "Литературной газете". Более поздние произведения писательницы носят
характер примирения с жизнью, в них все реже встречается едкая горечь рассуждений, свойственная
ранним повестям. Подобно Серафиме из повести "Черный демон", она могла бы сказать о себе, что и ее
"черный демон" "умолк". Убежище от всех жизненных треволнений ей видится в природе и религии. Ее
героини находят отдохновение у "подножия алтаря". После 1844 г. Ж. публикует еще несколько
повестей: "Эпизод из жизни деревенской дамы" (1847), "Наденька" (1853) и др., но они остались почти не
замечены критикой. Здоровье писательницы, подорванное жизненными невзгодами, ухудшалось из-за
прогрессировавшего туберкулеза легких. Весной 1855 г. она скончалась. Оценивая характер таланта Ж.,
Белинский отмечал склонность автора к идеализации жизни, а нередко и к резонерству. О повести "Мои
Стр.1