Роль древнегреческой религии в сознании современного общества. <...> Во-первых, эпохи французского
классицизма (не будем заглядывать далее) XVII в. с его культом греческой
мифологии и в поэзии, и в изобразительном искусстве, и во всей тогдашней
"галантной" жизни. <...> Тон задавал Овидий,
певец галантного Рима эпохи Августа, столь родственной по настроению веку
французского короля-Солнце; а в роскошном цветнике его "Метаморфоз" можно
было найти какой угодно аромат, кроме религиозного. <...> Зевс Фидия
даже в тех позднейших преломлениях, которые только и знал Винкельман, - это
все же не овидиевский сластолюбивый вельможа, и Гете недаром так любил его
супругу, мнимополиклетовскую Геру, от которой на него веяло, "как от поэмы
Гомера". <...> И все же эта реакция, самым красноречивым выражением которой был
восторженный гимн Шиллера в честь "богов Греции", была исключительно
эстетического
характера:
античные божества, объявляющиеся в красоте,
противополагались христианскому в его исключительной духовности; и когда
Гете в незабвенной сцене изобразил свою замученную Гретхен в молитве перед
Богородицей
- "о склони, Многострадальная"... - ему и в голову не
приходило, что в сущности она у него призывает прямую наследницу древней
богини, прообраза скорбящих, Деметры. <...> Требовалось очень внимательное изучение древнего мира для того, чтобы
греческая
религия
получила
свою
справедливую оценку; это изучение
производилось, разумеется, в недрах науки о древнем мире - классической
филологии. <...> Увлечения винкельмановских
времен в связи с мистицизмом Сведенборга и Калиостро (прошу припомнить
настроение
нашей
Александровской
эпохи)
повели к пышному расцвету
древнегреческого
"символизма" (Сент-Кроа, Крейцер), вызвавшему в свою
очередь крайнюю реакцию в духе минувшего "просветительства" (Фосс, Лобек),
после которой как-то неловко было даже заикаться о благодати элевсинских
мистерий. <...> Но, не говоря уже о несомненных
односторонностях и заблуждениях <...>
Древнегреческая_религия.pdf
Зелинский Ф. Ф.
Древнегреческая религия
Первое издание - Петроград, 1918 год.
Содержание:
Глава I. Введение
ј 1. Роль древнегреческой религии в сознании современного общества. -
Осадок эпохи французского классицизма. - Осадок эпохи неогуманизма. -
Научная разработка древнегреческой религии. - Задача настоящего очерка. -
ј 2. Трудность этой задачи. - Отсутствие канонических книг. - Отсутствие
специальной богословской литературы. -
Религиозное чувство и конфессионализм.
Наша постановка вопроса. -
Глава II. Обожествление природы
ј 3. Чувство природы в древности и у нас. - Природные божества. -
Божества родников, рек, рощ и деревьев, горных полян: нимфы, сатиры, Пан. -
ј 4. Божества моря: Посейдон, нереиды, тритоны, Протей, Главк, сирены. -
ј 5 Божества неба: Зевс, Гелий, Селена, звезды, ветры. - ј 6. Зевс и Земля.
- Культ матери-Земли.
Глава III. Освящение труда
ј 7. Отношение греков к труду. - Отношение труда к религии. - Труд
охотничьего быта: Артемида. - Гуманное отношение к животным. - ј 8. Труд
скотоводческого быта: Гермес, Аполлон. - "Быкоубийство". - ј 9. Труд
земледельческого быта: Деметра, Дионис, Паллада. - ј 10. Ремесленный труд:
Паллада, Гефест. - ј 11. Торговый труд: Гермес, Посейдон, Дельфиний и
Пианопсии. - ј 12. Умственный труд: Музы. - Древнегреческая религия как
религия радости.
Глава IV. Объявление бога в красоте
ј 13. Аниматизм имманентный и трансцендентный. - Возникновение божьего
образа. - Несовершенное осуществление красоты: Дедал. - ј 14. Постепенное
совершенствование: зрелая архаика, Фидий, Поликлет. - Их значение как
пророков резца. - Пракситель, Лисипп. - Создание божественных типов. - ј15.
"Идолопоклонство"
и
"фетишизм".
- Доводы христианской, иудейской и
древнефилософской апологетики. - ј 16. Архитектура: храмы. - Ваяние и
живопись. - ј 17. Хорея как украшение богослужения. - Пляска; ее гибель. -
Музыка и поэзия. - Агонистика.
Глава V. Освящение человеческого общежития
ј 18. Семья и ее очаг. - Гестия, Зевс Ограды, души предков. - Брак как
таинство: Деметра, Гера, Артемида. - Семья и челядь. - ј 19. Род, фратрия и
фила. - Кружки и корпорации. - ј 20. Государство. - Паллада-Градодержица. -
Государственные праздники. - Отношение государства к частной религиозности.
- Осуждение Сократа. - Терпимость. - Культ душ и героев. - ј 21.
Национальное единство: амфиктиония. - Национальные игры. - Глашатаи,
просительство, гостеприимство. - ј 22. Общечеловеческое единство.
Глава VI. Объявление бога в добре
ј 23. Бог и добро; постепенное сближение этих понятий. - Аполлон и
культ чистоты; понятие скверны. - Опасность ритуализма и ее преодоление. -
ј 24. Богобоязненность и боголюбие. - ј 25. Жертвоприношения молебственные
и искупительные. - Молитва и ее развитие, - ј 26. Награды и кары божества.
- На этом свете: филономизм и онтономизм. - Аластор. - ј 27. На том свете.
- Героизация. - Элевсинские таинства. - ј 28. Оргии Диониса и экстаз. -
Орфей и его таинства.
Стр.1