Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634942)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Древнегреческая религия

0   0
Первый авторЗелинский Фаддей Францевич
Издательство[Б.и.]
Страниц60
ID12787
Кому рекомендованоФилософия
Зелинский, Ф.Ф. Древнегреческая религия : Статья / Ф.Ф. Зелинский .— : [Б.и.], 1918 .— 60 с. — История .— URL: https://rucont.ru/efd/12787 (дата обращения: 02.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Роль древнегреческой религии в сознании современного общества. <...> Во-первых, эпохи французского классицизма (не будем заглядывать далее) XVII в. с его культом греческой мифологии и в поэзии, и в изобразительном искусстве, и во всей тогдашней "галантной" жизни. <...> Тон задавал Овидий, певец галантного Рима эпохи Августа, столь родственной по настроению веку французского короля-Солнце; а в роскошном цветнике его "Метаморфоз" можно было найти какой угодно аромат, кроме религиозного. <...> Зевс Фидия даже в тех позднейших преломлениях, которые только и знал Винкельман, - это все же не овидиевский сластолюбивый вельможа, и Гете недаром так любил его супругу, мнимополиклетовскую Геру, от которой на него веяло, "как от поэмы Гомера". <...> И все же эта реакция, самым красноречивым выражением которой был восторженный гимн Шиллера в честь "богов Греции", была исключительно эстетического характера: античные божества, объявляющиеся в красоте, противополагались христианскому в его исключительной духовности; и когда Гете в незабвенной сцене изобразил свою замученную Гретхен в молитве перед Богородицей - "о склони, Многострадальная"... - ему и в голову не приходило, что в сущности она у него призывает прямую наследницу древней богини, прообраза скорбящих, Деметры. <...> Требовалось очень внимательное изучение древнего мира для того, чтобы греческая религия получила свою справедливую оценку; это изучение производилось, разумеется, в недрах науки о древнем мире - классической филологии. <...> Увлечения винкельмановских времен в связи с мистицизмом Сведенборга и Калиостро (прошу припомнить настроение нашей Александровской эпохи) повели к пышному расцвету древнегреческого "символизма" (Сент-Кроа, Крейцер), вызвавшему в свою очередь крайнюю реакцию в духе минувшего "просветительства" (Фосс, Лобек), после которой как-то неловко было даже заикаться о благодати элевсинских мистерий. <...> Но, не говоря уже о несомненных односторонностях и заблуждениях <...>
Древнегреческая_религия.pdf
Зелинский Ф. Ф. Древнегреческая религия Первое издание - Петроград, 1918 год. Содержание: Глава I. Введение ј 1. Роль древнегреческой религии в сознании современного общества. - Осадок эпохи французского классицизма. - Осадок эпохи неогуманизма. - Научная разработка древнегреческой религии. - Задача настоящего очерка. - ј 2. Трудность этой задачи. - Отсутствие канонических книг. - Отсутствие специальной богословской литературы. - Религиозное чувство и конфессионализм. Наша постановка вопроса. - Глава II. Обожествление природы ј 3. Чувство природы в древности и у нас. - Природные божества. - Божества родников, рек, рощ и деревьев, горных полян: нимфы, сатиры, Пан. - ј 4. Божества моря: Посейдон, нереиды, тритоны, Протей, Главк, сирены. - ј 5 Божества неба: Зевс, Гелий, Селена, звезды, ветры. - ј 6. Зевс и Земля. - Культ матери-Земли. Глава III. Освящение труда ј 7. Отношение греков к труду. - Отношение труда к религии. - Труд охотничьего быта: Артемида. - Гуманное отношение к животным. - ј 8. Труд скотоводческого быта: Гермес, Аполлон. - "Быкоубийство". - ј 9. Труд земледельческого быта: Деметра, Дионис, Паллада. - ј 10. Ремесленный труд: Паллада, Гефест. - ј 11. Торговый труд: Гермес, Посейдон, Дельфиний и Пианопсии. - ј 12. Умственный труд: Музы. - Древнегреческая религия как религия радости. Глава IV. Объявление бога в красоте ј 13. Аниматизм имманентный и трансцендентный. - Возникновение божьего образа. - Несовершенное осуществление красоты: Дедал. - ј 14. Постепенное совершенствование: зрелая архаика, Фидий, Поликлет. - Их значение как пророков резца. - Пракситель, Лисипп. - Создание божественных типов. - ј15. "Идолопоклонство" и "фетишизм". - Доводы христианской, иудейской и древнефилософской апологетики. - ј 16. Архитектура: храмы. - Ваяние и живопись. - ј 17. Хорея как украшение богослужения. - Пляска; ее гибель. - Музыка и поэзия. - Агонистика. Глава V. Освящение человеческого общежития ј 18. Семья и ее очаг. - Гестия, Зевс Ограды, души предков. - Брак как таинство: Деметра, Гера, Артемида. - Семья и челядь. - ј 19. Род, фратрия и фила. - Кружки и корпорации. - ј 20. Государство. - Паллада-Градодержица. - Государственные праздники. - Отношение государства к частной религиозности. - Осуждение Сократа. - Терпимость. - Культ душ и героев. - ј 21. Национальное единство: амфиктиония. - Национальные игры. - Глашатаи, просительство, гостеприимство. - ј 22. Общечеловеческое единство. Глава VI. Объявление бога в добре ј 23. Бог и добро; постепенное сближение этих понятий. - Аполлон и культ чистоты; понятие скверны. - Опасность ритуализма и ее преодоление. - ј 24. Богобоязненность и боголюбие. - ј 25. Жертвоприношения молебственные и искупительные. - Молитва и ее развитие, - ј 26. Награды и кары божества. - На этом свете: филономизм и онтономизм. - Аластор. - ј 27. На том свете. - Героизация. - Элевсинские таинства. - ј 28. Оргии Диониса и экстаз. - Орфей и его таинства.
Стр.1