Родился Загоскин в помещичьей семье, в Пензенской губернии, где и
получил домашнее воспитание. <...> После появления нашумевшей комедии
Шаховского
"Урок
кокеткам,
или
Липецкие
воды", когда разгорелась
ожесточенная
полемика
между
сторонниками и противниками Карамзина и
Жуковского, Загоскин выступил в поддержку Шаховского со своей первой
прозаической пьесой "Комедия против комедии, или Урок волокитам" (1815). <...> Вторая пьеса Загоскина "Богатонов, или Провинциал в столице" (1817) точно
так же отражает воздействие образов и идей Шаховского и развивает некоторые
мотивы его комедии "Полубарские затеи, или Домашний театр", написанной в
1808 году. <...> В Москве Загоскин написал пьесы "Богатонов в деревне, или Сюрприз
самому себе" (1821; эта пьеса отражает воздействие образов и идей Шаховского
и развивает некоторые мотивы его комедии "Пустодомы"), стихотворную комедию
"Урок холостым, или Наследники" (1822), "Деревенский философ" (1822),
стихотворную комедию "Благородный театр" (1828), "Недовольные" (1835) и др. <...> Не будучи поэтом, он писал стихотворные комедии, с трудом преодолевая
сложную для него задачу версификации. <...> БЛАГОРОДНЫЙ ТЕАТР
Комедия в четырех действиях, в стихах
C'est a qui sera jeune,
amant, prince ou princesse. <...> Лилеев
| актеры
Бирюлькин | Благородной труппы
Изведов, отставной придворный актер. <...> 1-я племянница |
2-я племянница | Кутер1-й племянник | миной. <...> Гувернантка |
Нянюшка
|
Действие происходит в губернском городе, в доме Любского. <...> ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
ЯВЛЕНИЕ 1
Г-жа Любская, Оленька, Наташа, Любский,
Посошков, Вельский и Изведов. <...> Любский
Итак, мои друзья, спектаклю должно быть
Сегодня ввечеру. <...> Изведов
Конечно бы пора; но должно всем собраться. <...> Посошков
Мне кажется, в таких делах единодушно
Все действовать должны, а это уж и скучно,
Всё я, да я: толкуй, показывай, учи,
Пиесу сочиняй, со всеми хлопочи. <...> - Бирюлькин, например,
Ведь барин небольшой - в отставке землемер,
Актер весьма плохой и человек прескучный. <...> Любская
Вот то-то, батюшка, всех хочешь одолжать,
Готов хоть всё <...>
Благородный_театр.pdf
М. Н. Загоскин
Благородный театр
Комедия в четырех действиях, в стихах
---------------------------------------------------------------------------Стихотворная
комедия конца XVIII - начала XI в.
Вступительная статья, подготовка текста и примечания М. О. Янковского
Серия "Библиотека поэта". Большая серия. Второе издание.
М.-Л., "Советский писатель", 1964
OCR Бычков М. Н. mailto:bmn@lib.ru
---------------------------------------------------------------------------Михаил
Николаевич Загоскин (1789-1852) вошел в историю русской
литературы как романист, автор известных прозаических произведений из
русской истории: "Юрий Милославский" (1829), "Рославлев" (1830), "Аскольдова
могила" (1833) и др. Менее известен он как деятель театра и драматург.
Родился Загоскин в помещичьей семье, в Пензенской губернии, где и
получил домашнее воспитание. Тринадцатилетним мальчиком он был отправлен в
Петербург и вскоре стал служить по
финансовому ведомству. В 1812 году
вступил в петербургское ополчение, участвовал в боях и был ранен при
Полоцке. По окончании Отечественной войны служил помощником члена дирекции
петербургских театров по репертуарной части, в 1818 году - в Публичной
библиотеке.
В эти годы он сближается с А. А. Шаховским и его окружением и в
последующем находится под значительным влиянием этого талантливого
драматурга и сценического деятеля. После появления нашумевшей комедии
Шаховского
"Урок кокеткам,
или Липецкие воды", когда разгорелась
ожесточенная полемика между сторонниками и противниками Карамзина и
Жуковского, Загоскин выступил в поддержку Шаховского со своей первой
прозаической пьесой "Комедия против комедии, или Урок волокитам" (1815).
Вторая пьеса Загоскина "Богатонов, или Провинциал в столице" (1817) точно
так же отражает воздействие образов и идей Шаховского и развивает некоторые
мотивы его комедии "Полубарские затеи, или Домашний театр", написанной в
1808 году.
В пору пребывания в столице Загоскин выступает еще с несколькими
пьесами: "Роман на большой дороге" (1819), "Добрый малый" (1820) и
музыкальными интермедиями "Макарьевская ярмарка" и "Лебедянская ярмарка"
(1817). К этому времени он уже приобретает репутацию даровитого драматурга,
его пьесы идут на сцене с успехом, некоторые - вызывают споры, отражающие
особенности литературной борьбы того времени.
В 1820 году Загоскин переехал в Москву, где вначале был чиновником
особых поручений при генерал-губернаторе, а с 1823 года - членом дирекции
московских театров.
Сценические интересы определяли литературную
деятельность Загоскина в начале московского этапа его жизни. Сойдясь с
кружком Ф. Ф. Кокошкина, Загоскин с большим увлечением отдался театру и
драматургии.
В Москве Загоскин написал пьесы "Богатонов в деревне, или Сюрприз
самому себе" (1821; эта пьеса отражает воздействие образов и идей Шаховского
и развивает некоторые мотивы его комедии "Пустодомы"), стихотворную комедию
"Урок холостым, или Наследники" (1822), "Деревенский философ" (1822),
стихотворную комедию "Благородный театр" (1828), "Недовольные" (1835) и др.
Не будучи поэтом, он писал стихотворные комедии, с трудом преодолевая
сложную для него задачу версификации.
В
1831
году Загоскин был назначен управляющим московскими
императорскими театрами, в дальнейшем - утвержден в должности директора, в
которой и пробыл до 1842 года, когда стал директором Московской Оружейной
палаты. С конца двадцатых годов Загоскин постепенно отходит от драматургии,
перейдя на прозу и став, по сути, зачинателем русского исторического романа.
БЛАГОРОДНЫЙ ТЕАТР
Комедия в четырех действиях, в стихах
C'est a qui sera jeune,
amant, prince ou princesse.
Et la troupe est souvent un
beau sujet de piece.
Стр.1