Максимилиан Волошин. <...> ВОЛОШИН И ЕГО КНИГА О СУРИКОВЕ
Максимилиан Волошин. <...> К
этой
проблеме он обращался неоднократно в
многочисленных своих журнальных и газетных статьях и наиболее полно изложил
свою точку зрения в публичной лекции, прочитанной 12 февраля 1913 года в
Москве на диспуте, устроенном художниками группы "Бубновый валет" в связи с
катастрофой, постигшей картину И. Е. Репина "Иван Грозный и сын его Иван 16
ноября 1581 г.", которую, как известно, изрезал ножом умалишенный посетитель
Третьяковской галереи. <...> Василий Иванович
ответил, что ничего не имеет против моего подхода к искусству, и согласился
рассказать
мне
свою
жизнь. <...> Летом того же 1916 года, еще не дописав свою книгу, Волошин напечатал в
журнале "Аполлон" записи своих бесед с Суриковым. <...> - Приводя в порядок мои записи, я построил
их не в последовательности наших бесед, так как Василий Иванович часто
отвлекался, возвращался назад и повторял уже рассказанное, но в порядке
хронологическом, чтобы дать связную картину его жизни"*. <...> К материалам,
опубликованным в "Аполлоне", обращались как к первоисточнику все без
исключения советские искусствоведы, писавшие о творчестве Сурикова, и, без
сомнения, будут обращаться те, кому в дальнейшем еще предстоит коснуться
этой вечной и неисчерпаемой темы. <...> Волошин отмечает, что план его работы был с интересом принят самим
Суриковым. <...> Можно предположить, что этот интерес объясняется тем подчеркнутым
вниманием к вопросам психологии творчества, каким отмечена книга Волошина. <...> Превосходные
страницы,
посвященные
разбору "Утра стрелецкой казни",
"Меншикова в Березове" или "Покорения Сибири Ермаком", глубокий анализ
композиционного
построения
"Боярыни Морозовой" характеризуются острым
проникновением в замысел художника и в образную структуру его живописи. <...> С острым проникновением в самые затаенные глубины человеческой
психики
критик сумел раскрыть п объяснить читателям <...>
Суриков.pdf
Максимилиан Волошин. Суриков
-------------------------------------------------------------Максимилиан
Волошин. Суриков. Ленинград, Художник РСФСР, 1985.
Сканирование: М. Бычков, март 2004 г.
Правка: В. Есаулов, ноябрь 2004 г.
-------------------------------------------------------------ОГЛАВЛЕНИЕ:
В.
Н. Петров. M. A. ВОЛОШИН И ЕГО КНИГА О СУРИКОВЕ
Максимилиан Волошин. Суриков
I . ИСТОРИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ
II. ПРОИСХОЖДЕНИЕ СУРИКОВА
III. ОБСТАНОВКА ДЕТСТВА
IV. ТРАГИЧЕСКИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ
V. ГОДЫ УЧЕНИЯ
VI. АКАДЕМИЯ
VII. "СТРЕЛЬЦЫ"
VIII. "МЕНШИКОВ"
IX. "БОЯРЫНЯ МОРОЗОВА"
X. ПЕРЕЛОМ (1888-1891).
XI. "ЕРМАК"
XII. "СУВОРОВ"
XIII. "СТЕНЬКА РАЗИН" (1900-1910)
XIV. ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ (1910-1916)
XV. ОБЛИК
ПРИМЕЧАНИЯ
Г. С. Арбузов. ПОСЛЕСЛОВИЕ
В. Н. Петров
M. A. ВОЛОШИН И ЕГО КНИГА О СУРИКОВЕ
В
1977
году исполнилось сто лет со дня рождения Максимилиана
Александровича Волошина (1877-1932), известного поэта, которому принадлежит
видное место в русской литературе первой трети XX века. Волошин был также
даровитым художником и теоретиком искусства, талантливым литературным и
художественным критиком и оставил заметный след в русской культуре
предреволюционной эпохи. Едва ли будет ошибкой предположить, что в сознании
современников Волошин-критик отчасти даже заслонил Волошина-поэта. Его
известность в 1900-1910-х годах основывалась главным образом на критических
статьях и рецензиях, которые постоянно печатались в московской газете
"Русь", а также в литературно-художественных журналах "Весы", "Золотое
руно", "Аполлон";
наконец,
немалую славу принесли Волошину его
историко-литературные очерки, посвященные французским поэтам и прозаикам
XIX-XX веков, и своеобразные историософские исследования, объединенные в
книге "Лики творчества" (1914).
Искусствоведческие интересы Волошина и деятельность его как критика
были направлены едва ли не на все сферы искусства. Литература и театр в
одинаковой мере привлекали его внимание. Он писал о повой русской поэзии,
художественной прозе и драматургии, о лирике и трагедии, о современном
театре в России и Франции, о драматических и балетных спектаклях. Но
особенно часто и охотно обращался он к произведениям живописи, графики и
скульптуры, которые любил не менее сильно п изучал не менее тщательно, чем
Стр.1