Мольер
Мольер. Полное собрание сочинений в одном томе. / Пер. с фр.-- М.: "Издательство АЛЬФАКНИГА",
2009. (Полное собрание в одном томе).
OCR Бычков М. Н.
В старинном наряде, связанная обличением своим с давно умершим бытом, нравами, устоями,
духом допотопного, дореволюционного порядка, в литературных своих основах как будто солидарная с
ископаемой школой классического формализма, мольеровская комедия переживает во всеобщем
сочувствии третье столетие. Расширяя свое влияние на все культурное человечество, покоряя себе после
литератур Европы и Америки театр Востока, Японии, Турции, арабскую народную комедию, она
исполняет призвание творений общечеловеческих, сущностью своею вечно и всем понятных, способных
соединить вокруг себя, своих нравственных и общественных идеалов, в тех же мыслях, запросах и
чувствах, необозримую массу людей. Раскрыть основы этой комедии, освободить социальнохудожественный
подвиг Мольера и накопленные им сокровища смеха от старозаветных оков классицизма
и преданий о золотом веке барской культуры и ввести их в круг развития всемирной комедии стало
теперь, на большом историческом отдалении, с добытой опытом вольностью суждений и оценок, главной
задачей изучения мольеровского творчества. Но, неразрывно связанное в своей эволюции с личной
судьбой писателя, отражая в себе все ее изгибы, переходы, кризисы, весь рост мысли, весь ход
вынесенной борьбы, от первых столкновений с действительностью до открытой войны с нею, это
творчество поддается исчерпывающему изучению в постоянном параллелизме с фактами биографии, в
такой же степени освобожденной от застарелого, украшенного легендами и идолопоклонством,
толкования. Перед таким поздним потомством, как поколения двадцатого века, и комедия, и сам комик, в
двойственном его призвании носителя смеха и веселья, и обличителя, мыслителя, моралиста, должны
предстать в истинном освещении.
Обширная литература, объяснительная и биографическая, посвященная Мольеру, призвана была
казалось бы на протяжении веков содействовать этой цели. Но благоговение перед недосягаемым и
неоспоримым величием писателя классического слишком долго было господствующим тоном
объяснителей, а красивое баснословие, передававшееся из одного столетия в другое, покрыло у биографов
подлинную жизнь Мольера сетью небывальщины. Лишь в тридцатых годах прошлого века это
молитвенное и баснотворческое отношение стало заменяться (во Франции) попытками свободнокритического
разбора произведений в художественном, философском, бытовом отношении,
исследованиями источников, сравнительно-литературными наблюдениями, существенными у Мольера
при сложном, междуплеменном фоне его комических сюжетов и типов, анализом и широкой проверкой
биографического материала. К концу девятнадцатого века это направление не только окрепло, но
сложилось в критическую школу, сгруппировавшую много сил в науке Франции, Германии, Англии, и
своими приемами и задачами напоминавшую такие современные явления, как новые течения
шекспирологии, гётеанство, дантофильство.
Один из преемников и учеников Мольера, Дюфрени, сопоставляя в своей комедии "Le Nêgligent",
девятнадцать лет спустя после смерти великого комика приверженцев и противников его, назвал первых
"мольеристами". Этот неологизм, когда-то непринужденно вылившийся, вошел в наше время в обиход
французского языка и в терминологию словесности. Когда вторая столетняя годовщина кончины Мольера
(1873) вызвала дружный прилив изучения его жизни и писательской работы, за новой критической
школой закрепилось -- словно название литературного прихода -- имя мольеризма. С необыкновенным
рвением и энергической затратой сил деятели ее отдались пересмотру традиционного запаса, новым
разведкам, изданию документов, извлеченных из архивных тайников Парижа и французской провинции, в
которой прошло художественное ученичество писателя, и всех памятников сценической литературы XVII
века, имеющих какое-либо отношение к Мольеру, изучали историю текста его пьес, вскрывали
родословную его сюжетов и характеров, исследовали его общественные, личные, литературные
отношения. Располагая основанными для объединения этих работ журналами и ценною Collection
molièresque, выставив в центре своей армии монументальное, с дремучими лесами комментариев,
одиннадцатитомное издание произведений, увенчанное обширной биографией, трудом P. Mesnard'a (в
серии "Grands êcrivains de la France"), мольеризм семидесятых -- девяностых годов действительно
произвел переворот в области мольероведения. Он не уберегся от крайностей, вдаваясь в кропотливодетальное
расследование и изучение мельчайших вопросов жизни и творчества, порою священнодействуя
Стр.1