Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635165)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Вербицкая А. Н.: Биобиблиографическая справка

0   0
Издательство[Б.и.]
Страниц2
ID12281
АннотацияОб авторе (Вербицкая Анастасия Николаевна).
Кому рекомендованоОб авторе
Вербицкая А. Н.: Биобиблиографическая справка : Статья .— : [Б.и.], 1990 .— 2 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/12281 (дата обращения: 08.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ВЕРБИЦКАЯ, Анастасия Алексеевна, до замужества -- Зяблова [11(23). <...> В. родилась в небогатой дворянской семье, окончила Елизаветинский институт, затем училась в Московской консерватории. <...> С 1889 г. стала издавать свои произведения отдельными книгами. <...> В. считала себя "идейной" писательницей и отмечала, что литература никогда не была для нее целью, а только орудием борьбы. <...> Писательница выступала за равноправие женщин, отстаивала их общественную независимость и материальную самостоятельность, подчеркивая, что "женский вопрос" является частью "универсального вопроса" (Автобиография.-- С. <...> В. призывает "новую" женщину наполнить жизнь "упорным трудом над развитием своей личности <...>, идеей, искусством, выработкой миросозерцания, общественными интересами и общественной деятельностью" (Дух времени.-- С. <...> Так как современное устройство семьи мешает развитию личности женщины, ее трудовой деятельности на благо обществу, В. выступает противницей брака. <...> Но, по мнению писательницы, женщина, отказавшись от семьи, не должна лишаться радости любви и материнства, а должна лишь так организовать свою жизнь, чтобы любовь и дети не мешали ее труду. <...> А для этого надо "не делать из любви драму", а отвести ей "второе место в жизни" (Там же.-- С. <...> Но те идеи, которые проповедует В., ее героиням, как правило, не удается реализовать. <...> Они являются "первыми ласточками" и погибают, не выдержав тяжелых условий жизни и не сумев преодолеть в себе психологию женщины "старого" времени. <...> Для Валентины Львовны Каменевой, героини повести "Первые ласточки", "иметь за душой что-то свое дороже любви и семьи" (С. <...> Но для нее важнее литературная деятельность и работа в газете, которая хотя и не дает нужного заработка, но позволяет сказать читателю о "жизни нашего рабочего" (С. <...> Отмечалось, что, несмотря на большую тенденциозность повести, "идеи автора <...> имеют громадную ценность и должны быть положены в руководство <...>
Вербицкая_А._Н._Биобиблиографическая_справка.pdf
ВЕРБИЦКАЯ, Анастасия Алексеевна, до замужества -- Зяблова [11(23).II.1861, Воронеж -16.I.1928, Москва) -- автор рассказов, повестей, романов и пьес. Совершенно забытая в наше время. В. в нач. XX в. была очень популярной писательницей. В. родилась в небогатой дворянской семье, окончила Елизаветинский институт, затем училась в Московской консерватории. Одновременно преподавала пение в гимназиях. С 1883 по 1885 г. работала в газете "Русский курьер", где вела политический отдел. В 1887 г. дебютировала повестью "Первые ласточки", вышедшей под названием "Разлад" в журнале "Русская мысль". Печаталась в журналах "Жизнь", "Живописное обозрение", "Образование", "Начало", "Русское богатство", "Мир божий" и др. С 1889 г. стала издавать свои произведения отдельными книгами. Пьесы "Мираж" (1895) и "Семейство Волгиных" (1897) были поставлены на сцене Малого театра. В. считала себя "идейной" писательницей и отмечала, что литература никогда не была для нее целью, а только орудием борьбы. Писательница выступала за равноправие женщин, отстаивала их общественную независимость и материальную самостоятельность, подчеркивая, что "женский вопрос" является частью "универсального вопроса" (Автобиография.-- С. 86). В. призывает "новую" женщину наполнить жизнь "упорным трудом над развитием своей личности <...>, идеей, искусством, выработкой миросозерцания, общественными интересами и общественной деятельностью" (Дух времени.-- С. 58). Так как современное устройство семьи мешает развитию личности женщины, ее трудовой деятельности на благо обществу, В. выступает противницей брака. Но, по мнению писательницы, женщина, отказавшись от семьи, не должна лишаться радости любви и материнства, а должна лишь так организовать свою жизнь, чтобы любовь и дети не мешали ее труду. А для этого надо "не делать из любви драму", а отвести ей "второе место в жизни" (Там же.-- С. 58). Но те идеи, которые проповедует В., ее героиням, как правило, не удается реализовать. Они являются "первыми ласточками" и погибают, не выдержав тяжелых условий жизни и не сумев преодолеть в себе психологию женщины "старого" времени. Для Валентины Львовны Каменевой, героини повести "Первые ласточки", "иметь за душой что-то свое дороже любви и семьи" (С. 66). Она страдает оттого, что ее дети лишены нормальных человеческих условий существования. Но для нее важнее литературная деятельность и работа в газете, которая хотя и не дает нужного заработка, но позволяет сказать читателю о "жизни нашего рабочего" (С. 11). Критика в целом с одобрением встретила первое произведение В. Отмечалось, что, несмотря на большую тенденциозность повести, "идеи автора <...> имеют громадную ценность и должны быть положены в руководство каждой женщины" (Краснов Пл. Идейная писательница // Литературные вечера "Нового мира".-- 1903.-- No 5.-- С. 237). Но в то же время "в борьбе за материальную независимость героиня доходит до крайности", борьба выливается в "целую драму с воплями и припадками" (Миртов О. Апофеоз догматов.-- С. 92). В последующих произведениях В.: романе "Освободилась!", повестях "Наши ошибки", "История одной жизни", "Чья вина?" -- находят воплощение те же основные идеи, что и в "Первых ласточках". В. разделяла прогрессивные идеи своего времени. Она участвовала в литературных вечерах в пользу студентов, печаталась в сборниках "На помощь учащимся женщинам" (М., 1901), "Помощь евреям, пострадавшим от неурожая" (Спб., 1901) и др. В 1905 г. предоставляла Московской социалдемократической организации свою квартиру для собраний и помогали деньгами. После поражения первой русской революции, в годы реакции В. по-прежнему оставалась верна своим идеям. Она написала роман "Дух времени" (1907), который сама назвала "революционным романом", хотя революционная борьба в романе изображена в упрощенном виде. В романе также имеются отклики на вопросы, выдвинутые в статье В. И. Ленина "Партийная организация и партийная литература". Книги В. пользовались огромным спросом читателей, но критика до 1910 г. почти не обращала внимания на ее произведения. В 1910 г. выходит роман "Ключи счастья" небывалым и исключительным для того времени тиражом -- 40 тысяч экземпляров (обычный тираж книги составлял 2--3 тысячи экземпляров). Роман выдерживает две экранизации, ставшие громкими боевиками эпохи: "Ключи счастья" (1913; режиссер В. Гардин и Я. Протазанов) и "Победители и побежденные" (1917, режиссер Б. Светлов, по сценарию и сорежиссуре самой В.). Появляется большое число подделок и переделок романа для театра, и В. была вынуждена выступить против них с протестом на страницах журнала "Театр и искусство" (1913.-- No 32). Выход романа вызвал огромную критику и шумные споры. "Лев Николаевич Толстой или Анастасия Алексеевна Вербицкая? Кому из них володеть мыслью и княжить в сердце современного русского читателя?" -- этот актуальный вопрос поставил один из критиков в 1910 г., анализируя данные библиотек и читален, по свидетельству которых спрос на произведения В. значительно превысил спрос на книги Чехова и Толстого. Образчик бульварной, "ванькиной" литературы -- и явление демократического творчества, отразившее, хотя и стихийно, пробуждение общественных прогрессивных настроений, таков диапазон суждений о романе.
Стр.1