Оригинал здесь: Русский биографический словарь.
Михайловский Николай Константинович - выдающийся публицист, социолог и критик.
Родился 15 ноября 1842 г. в городе Мещовске Калужской губернии, в бедной дворянской семье. Учился в
горном корпусе, где дошел до специальных классов. 18 лет от роду выступил на литературное поприще, в
критическом отделе "Рассвета", Кремнина. Сотрудничал в "Книжном Вестнике", "Гласном Суде",
"Неделе", "Невском Сборнике", "Современном Обозрении"; перевел "Французскую демократию" Прудона
(Санкт-Петербург, 1867). Воспоминаниям об этой поре дебютов, когда он вел жизнь литературной
богемы, Михайловский посвятил значительную часть своей книги "Литература и Жизнь" и, в
беллетристической форме, очерки: "Вперемежку". С особенной теплотой вспоминает он о рано умершем,
почти совершенно неизвестном, но очень даровитом ученом и писателе - Ножине , которому многим
духовно обязан. С 1869 г. Михайловский становится постоянным и деятельнейшим сотрудником
перешедших к Некрасову "Отечественных Записок", а со смертью Некрасова (1877) - одним из трех
редакторов журнала (с Салтыковым и Елисеевым ). В "Отечественных Записках" 1869 - 84 годы
помещены важнейшие социологические и критические статьи его: "Что такое прогресс", "Теория Дарвина
и общественная наука", "Суздальцы и суздальская критика", "Вольтер-человек и Вольтер-мыслитель",
"Орган, неделимое, целое", "Что такое счастье", "Борьба за индивидуальность", "Вольница и
подвижники", "Герои и толпа", "Десница и шуйца графа Л. Толстого", "Жестокий талант" и др. Кроме
того, он ежемесячно вел отдел "Литературных и журнальных заметок", иногда под заглавиями: "Записки
Профана", "Письма о правде и неправде", "Письма к ученым людям", "Письма к неучам". После закрытия
в 1884 г. "Отечественных Записок" Михайловский несколько лет был сотрудником и членом редакции
"Северного Вестника", писал в "Русской Мысли" (полемика с Л.З. Слонимским, ряд статей под заглавием
"Литература и Жизнь"), а с начала 1890-х годов стоял во главе "Русского Богатства", где вел ежемесячные
литературные заметки под общим заглавием: "Литература и Жизнь". Умер 27 января 1904 г. Первое
собрание сочинений его вышло в 1879 г., 3-е, в 10 огромных томах, в 1909 - 13 годы, под редакцией Е.Е.
Колосова. Литературная деятельность Михайловского выражает собой тот созидающий период новейшей
истории русской передовой мысли, которым сменился боевой период "бури и натиска", ниспровержения
старых устоев общественного миросозерцания. В этом смысле Михайловский явился прямой реакцией
против крайностей и ошибок Писарева , место которого он занял, как "первый критик" и "властитель дум"
младшего поколения 60-х годов. Хронологически преемник Писарева, он по существу был продолжателем
Чернышевского , а в своих социологических работах - Лаврова . Главная заслуга его в том, что он понял
опасность, заключавшуюся в писаревской пропаганде утилитарного эгоизма, индивидуализма и
"мыслящего реализма", которые в своем логическом развитии приводили к игнорированию общественных
интересов. Как в своих теоретических работах по социологии, так еще больше в литературно-критических
статьях своих Михайловский снова выдвинул на первый план идеал служения обществу и
самопожертвования для блага общего, а своим учением о роли личности побуждал начинать это служение
немедленно. Михайловский - журналист по преимуществу; он стремился не столько к стройности и
логическому совершенству, сколько к прямому воздействию на читателя. Вот почему чисто научные
доводы против "субъективного метода" не колеблют значения, которое в свое время имели
социологические этюды Михайловского, как явление публицистическое. Протест Михайловского против
органической теории Спенсера и его стремление показать, что в исторической жизни идеал, элемент
желательного, имели огромное значение, создавая в читателях настроение, враждебное историческому
фатализму и квиетизму. Поколение 70-х годов, глубоко проникнутое идеями альтруизма, выросло на
статьях Михайловского и считало его в числе главных умственных вождей своих. - Значение, которое
Михайловский приобрел после первых же социологических статей в "Отечественных Записках", побудило
редакцию передать ему роль "первого критика"; с самого начала 70-х годов он становится по
преимуществу литературным обозревателем, лишь изредка давая этюды исключительно научного
содержания. Обладая выдающейся эрудицией в науках философских и общественных и вместе с тем
большой литературной проницательностью, хотя и не эстетического свойства, Михайловский создал
особый род критики, который трудно подвести под установившиеся ее типы. Это - отклик на все, что
волновало русское общество, как в сфере научной мысли, так и в сфере практической жизни и текущих
литературных явлений. Сам Михайловский, с уверенностью человека, к которому никто не приложит
такого эпитета, охотнее всего называет себя "профаном"; важнейшая часть его литературных заметок -
"Записки Профана". Этим самоопределением он хотел отделить себя от цеховой учености, которой нет
дела до жизни, и которая стремится только к формальной истине. "Профан", напротив того, интересуется
только жизнью, ко всякому явлению подходить с вопросом: а что оно дает для уяснения смысла
человеческой жизни, содействует ли достижению человеческого счастья? Насмешки Михайловского над
цеховой ученостью дали повод обвинять его в осмеивании науки вообще; но на самом деле никто из
русских писателей новейшего времени не содействовал в такой мере популяризации научного мышления,
Стр.1