Оригинал здесь: Русский биографический словарь.
Якубович (Петр Филиппович) - известный писатель (как поэт под инициалами П. Я., как
беллетрист под псевдонимом Л. Мельшин, как критик под псевдонимом П.Ф. Гриневич). Родился в
1860 г. в Новгородской губернии; происходит из стародворянской семьи. В 1882 г. окончил курс на
филологическом факультете Санкт-Петербургского университета со степенью кандидата. В 1884 г. был
заключен в Петропавловскую крепость, где пробыл около 3-х лет. В 1887 г. по так называемому
процессу Лопатина был приговорен военным судом к смертной казни, замененной, по конфирмации, 18
годами каторжных работ. До 1890 г. отбывал наказание в Карийской (Нерчинского округа) политической
тюрьме, затем был переведен в общеуголовную Акатуйскую каторжную тюрьму и три года работал в
рудниках. Ряд манифестов сократил срок наказания; в 1895 г. Якубович был отправлен на поселение в
Курган, Тобольской губернии; в 1899 г. заболел сильным нервным расстройством и получил разрешение
лечиться сначала в Казани, затем в Петербурге. Начало литературной деятельности Якубовича относится
к 1878 г., когда он стал помещать стихотворения в "Деле". В следующие годы, кроме "Дела", стихи его
печатались в "Слове", "Отечественных Записках", "Устоях", "Живописном Обозрении", "Вестнике
Европы" и др. В 1881 г. издал, вместе с другими товарищами, в пользу студентов Санкт-Петербургского
университета, литературный сборник "Отклик"; в 1882, г. стараясь поддержать погибавший артельный
журнал "Русское Богатство" (перешедший затем к Л.Е. Оболенскому), писал там чрезвычайно много во
всех отделах - стихи, повести, критические статьи и внутреннюю хронику. В 1887 г. был издан родными
Якубовича, под псевдонимом Рамшева, небольшой сборник его стихотворений. Литературная
деятельность Якубовича возобновилась лишь в 1895 г. в "Русском Богатстве", редактора Н. К.
Михайловского . Здесь кроме стихов печатались его очерки каторжной жизни: "В мире отверженных",
за подписью Л.Мельшин, и ряд критических статей и рецензий, преимущественно о поэтах. Отдельным
изданием вышли: 1) "Стихотворения" (том I, Санкт-Петербург, 1898). Книжка имела блестящий успех и
в 1903 г. вышла 5-м изданием. В 1899 г., без ведома автора, книга была предоставлена в Академию Наук
на соискание Пушкинской премии и получила почетный отзыв. Том II вышел в 1901 г. (второе издание в
1902 г.). 2) "Мир отверженных"; том I вышел в 1896 г. и выдержал 3 издания, том II - 2 издания. 3)
"Пасынки жизни. Рассказы". С 1901 г. имели 2 издания. 4) "Очерки русской поэзии" (1903). 5)
"Русская муза. Собрание лучших стихотворений русских поэтов XIX века" (1904). "Мир отверженных"
переведен на немецкий и французский языки. - Проникнутые замечательным единством настроения,
стихи П. Якубовича отводят ему одно из первых мест среди поэтом Некрасовской школы. Это певец
борьбы, с первых шагов на поэтическом поприще понявший свою литературную задачу как призыв к
отстаиванию дорогих ему идеалов народного счастья. Страстный любитель поэзии во всех ее видах, он,
однако же, сознательно отказался от изображения идиллических сторон жизни: "я также петь бы мог
заката пышный блеск, луны сребристый рог, волны дремотный плеск". Но рано его "прозревший взор"
увидел "в печали край родной" и его душой завладело "одно лишь желанье великое, чтоб солнцу любви и
свободы святой уступило насилие дикое". Он отверг мечты о личном счастье: "спокойное счастье
преступно и ложно, когда всюду кругом безотрадно - темно"; он познал "иного бога власть, иной тоски
огонь неугасимый, святой любви к стране своей родимой неумирающую страсть". Нелегко далось такое
решение: "сердце бьется тревожно и страстно и душа молодая не властна грезы личного счастья
проклясть". Но подвиг зовет, и на "алтарь свободы" боец несет "и жар души, еще не утоленный, и
крепость мышц, и силу воли гордой, и правый гнев, и правую любовь". Он был побежден, но это нимало
не сломило его духа. Оплакивая судьбу своего "поколения проклятого Богом", Якубович всего менее,
однако, стал нытиком. Он не сомневается в том, что в будущем его идеалы восторжествуют; он знает,
что решает дело "вал девятый, вал последний, роковой", но для этого "нужны первые усилья, нужен
первый вал, второй", и он с радостным чувством обрекает себя участи первых, бесплодных валов. В
частности, по отношению к бойцам-певцам, он убежден, что "песнь полней, светлей и чище выходит из
страдавших уст"; он думает, что "самой судьбой для русской музы даны скитанья, скорби узы, и без
тернового венца, что слава русского певца!" Ни на какие компромиссы он не пойдет: "жизнь - борьба, а
не рабство... сберегай горделиво до конца свою верность и честь". "Беги, мечта любви, мечта о
примирении, прочь песни рабские унынья и тоски; я весь огонь и меч, я весь порыв отмщенья, и гнева я
певец до гробовой доски". Эта бодрость находится в органической связи с оптимистической
уверенностью, что победа идеалов певца принесет с собой несказанное счастье: "я знаю - на костях
погибших поколений любви и счастия прекрасный цвет взойдет; кровь жаркая бойцов и слезы их
мучений лишь почву умягчат, чтоб дать роскошный плод. Из груды их крестов создастся ряд ступеней,
ведущих род людской к высоким небесам: свершится дивный сон и светлых райских сеней достигнет
человек и богом станет сам. О, как горит звезда неведомого счастья, как даль грядущего красна и
широка, что значит перед ней - весь этот мрак ненастья, всех этих мук и слез безумные века". Этот
Стр.1