Оригинал здесь: Русский биографический словарь.
Дружинин, Александр Васильевич - известный критик и беллетрист. Родился 8 октября 1824 г.
в Петербурге. Сын состоятельных и чиновных родителей, он с ранних лет приобрел основательное
знание иностранных языков и ту благовоспитанность, которая составляла основную черту не только
личного характера, но и всей литературной деятельности его. Поступив в пажеский корпус, он сделался
присяжным поставщиком "сочинений" для товарищей и писал множество юмористических
стихотворений на разные случаи школьной жизни. В лейб-гвардии Финляндском полку Дружнин был
очень любим товарищами, но полковая жизнь совсем не удовлетворяла его, и через три года он ее
оставил. До 1851 года он числился в канцелярии военного министерства, после чего стал "только"
литератором. Литературная деятельность Дружинина. Успех подбодрил Дружинина, и он в течение года
одну за другой печатает три большие вещи: "Рассказ Алексея Дмитриевича", "Фрейлейн Вильгельмина"
и роман "Жюли", которым как бы закончил свою беллетристическую деятельность. Продолжая изредка
давать рассказы и даже большие повести, он главные силы свои направил на критику и статьи по
истории литературы. И на новом поприще Дружинина ожидал большой успех. "Письма иногороднего
подписчика", в легкой форме дававшие отчет о новостях текущей литературы, охотно читались, и
несмотря на всю их шутливую легковесность, Дружинин занял вакантное со смертью Белинского амплуа
"первого критика". Почти одновременно он выступил в роли "эссеиста" и дал ряд обширных статей об
английской литературе - Краббе, Ричардсоне,Шеридане, Босвеле, Джонсоне, Вальтер Скотте, Дизраэли,
- утвердивших за ним репутацию знатока не только английской, но и вообще иностранной литературы. В
1850 г. Дружинин печатает "Сентиментальное путешествие Ивана Чернокнижникова по петербургским
дачам" и этим дебютирует еще на одном поприще - юмористического фельетона. Успех не заставил себя
ждать и тут. Правда, "Чернокнижников" произвел некоторый скандал в литературных кружках, но
читался очень усердно и привлек к себе всеобщее внимание. Впоследствии Дружинин неоднократно и с
большой охотой возвращался к псевдониму "Чернокнижников". В конце 1856 г. Дружинин становится во
главе редакции "Библиотека для чтения", в которой изредка сотрудничал и раньше. Все предсказывало
успех новой редакции: дружеские связи Дружинина с лучшими представителями нового литературного
поколения - Тургеневым, Толстым, Григоровичем, Анненковым, Боткиным и другими, - изящный вкус
редактора, его любовь к делу. Надежды, однако, совсем не оправдались: "Библиотека для чтения" была
затерта другими изданиями. Достаточно прочитать profession de foi новой редакции, чтобы понять
причину этого неуспеха. В то время, когда Россия была охвачена могучим стремлением к общественному
обновлению, Дружинин выступал с заявлением, где ни единым словом не упоминалось о том, как
смотрит редакция на новое течение русской жизни, какого направления она для него желала бы. Обещала
редакция вести дело "Оhne Hast, Оhne Rast" - лозунг, мало подходивший к эпохе, которая неслась на всех
порах. В 1858 году Дружинин пригласил в соредакторы начинавшего входить в большую известность
Писемского. Но и этот высоко талантливый романист весьма мало подходил для роли руководителя
журнала, который должен был конкурировать с такими изданиями, как "Русский Вестник" и
"Современник". В результате "Библиотека для Чтения" заняла совершенно второстепенное место.
Тургенев, который в 1856 г. надеялся, что журнал под "командой" Дружинина быстро процветет, в 1861
г. называл ее "глухой дырой". К началу 1861 г. Достоевский оставил редакцию "Библиотеки для Чтения".
Обострявшаяся болезнь (чахотка) не давала ему возможности работать с прежним усердием, но все-таки
он в "Искре", "Северной Пчеле" и "Вестнике" поместил ряд юмористических фельетонов, а в "СПб.
Ведомостях" и "Русском Вестнике" писал статьи об иностранной литературе. Кроме того, Дружинин
продолжал переводы драм Шекспира, начатые в 1856 г. "Королем Лиром", и напечатал в "Русском
Вестнике" 1862 г. (под псевдонимом Безымянного) "Прошлое лето в деревне" - впечатления человека,
приехавшего в деревню вслед за освобождением крестьян. 14 января 1864 г. Дружинин умер и похоронен
на Смоленском кладбище. С именем Дружинина тесно связано учреждение литературного фонда.
Ознакомившись из английских изданий с британским literary fund, он устно и печатно стал
пропагандировать мысль об устройстве подобного общества у нас и, когда его мысль встретила горячее
сочувствие, принял деятельное участие в устройстве фонда и был одним из первых членов его комитета.
По его имени названа и "Дружининская копейка". Литературное наследие много и быстро писавшего
Дружинина занимает целых 8 убористых томов (СПб., 1865). Наименее ценное в нем - юмористические
фельетоны "Чернокнижникова", невысокий полет которых имеет, однако, значительный историколитературный
интерес, как признак упадка литературных кружков в тяжелые годы реакции 1848 - 1855
годов. Со смертью Белинского, с отъездом Герцена и с наступлением болезненной подозрительности
последних лет дореформенной эпохи, духовная физиономия руководящих литературных групп быстро
меняется. Сотрудники "Современника" - Панаев, Дружинин, Лонгинов, Гаевский, Григорович, изредка
даже Некрасов - сходясь вместе, предаются "чернокнижию", то есть сочинению юмористических
Стр.1