Источник: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
http://vehi.net/brokgauz/all/042/42775.shtml.
Ибсен, Генрик
(Ibsen) -- знаменитый норвежский драматург; род. в 1828 г. в маленьком городке Скиен, на берегу
залива Христиании. Он происходит из древней и богатой датской семьи судохозяев, переселившихся в
Норвегию около 1720 г. Отец драматурга, Кнуд И., представлял собой деятельную и здоровую натуру;
мать, -- немка по происхождению, дочь состоятельного скиенского торговца, -- была особой строгого,
сухого нрава и крайне набожная. В 1836 г. Кнуд И. обанкротился, и жизнь богатой, хорошо поставленной
семьи, круто изменилась. Прежние друзья и знакомые мало-помалу стали отдаляться, пошли сплетни,
насмешки, всякого рода лишения. Людская жестокость отразилась очень тяжело на будущем драматурге.
И так уже от природы необщительный и дикий, он теперь стал еще более искать уединения и
ожесточился. Учился И. в элементарной школе, где поражал учителей превосходными сочинениями. На
16-м г. пришлось И. поступить в ученики в аптеку близлежащего городка Гримштадта, с населением
всего в 800 жит. И. покинул безо всякого сожаления Скиен; он больше никогда не возвращался в родной
город, где ему в таком раннем возрасте пришлось узнать все значение и власть денег. В аптеке, где он
пробыл 5 лет, юноша втихомолку мечтал о дальнейшем образовании и получении докторского диплома.
Революционные идеи 1848 г. нашли в нем горячего приверженца. В первом стихотворении своем,
восторженной оде, он воспел венгерских патриотов-мучеников. Жизнь И. в Гримштадте становилась для
него все более и более невыносимой. Он возбудил против себя общественное мнение городка своими
революционными теориями, вольнодумством и резкостью. Наконец И. решил бросить аптеку и
отправился в Христианию, где ему пришлось вести первое время жизнь, полную всяких лишений. В
Христианин Ибсен познакомился и тесно сблизился с Бьёрнсоном, который впоследствии стал его
ожесточенным противником. Вместе с Бьёрнсоном, Виньи и Боттеа-Хансеном, И. основал в 1851 г.
еженедельную газету "Audhrimner", просуществовавшую несколько месяцев. Здесь И. поместил
несколько поэм и 3-актное драматическое сатирическое произведение "Norma". После прекращения
журнала, И. познакомился с основателем народного театра в Бергене, Ола-Булем, который предоставил
ему должность режиссера и директора этого театра. В Бергене И. пробыл 5 лет и в 1857 г. переехал в
Христианию, тоже на должность директора театра. Здесь он оставался до 1863 г. Женился И. в 1858 г. и
был очень счастлив в брачной жизни. В 1864 г., после долгих хлопот И. получил писательскую пенсию
от стортинга и воспользовался ею, чтобы поехать на юг. Сначала он поселился в Риме, где жил в полном
уединении, потом переехал в Триест, затем в Дрезден и Мюнхен, откуда ездил в Берлин, а также
присутствовал при открытии Суэцкого канала. В настоящее время живет обыкновенно в Мюнхене.
Первая пьеса Ибсена, более психологическая, чем историческая драма "Саtilina", относится к 1850 г. В
этом же году Ибсен добился того, что была поставлена на сцене его трагедия: "Kamphojen". С тех пор он
начал писать пьесу за пьесой, сюжеты для которых брал из истории Средних веков. "Gildet pa Solhoug",
шедшая в Христиании в 1856 г. -- первая из драм И., имевшая значительный успех. Затем появились "Fru
Inger til Osterraat" (1857), "H ДrmДndene paa Helgeland" (18 58), "Kongs Emnerne" (1864). Все эти пьесы
имели большой успех и были много раз играны в Бергене, Христиании, Копенгагене, Стокгольме и в
Германии. Но написанные им в 1864 г. пьесы "En Broder N Ж d" и в особенности "Kjoerlighedens
Komedie", так восстановили против него его соотечественников, что И. был вынужден в 1864 г. покинуть
Норвегию. Дальнейшие его драмы "Brand" (1866), "Peer Gynt" (1867), "Kejser og Galiltoer" (1871), "De
Unges Forbund" (1872), "Samfundets-Stotter" (1874), "Nora" (1880), после которой он совершенно
поссорился с Бьёрнсоном. Затем еще И. написал: "Hedda Gabler", "Rosmersholm" и "Строитель Сольнес".
Стихотворения И. собраны в книжку "Digte" (1871).
M. В. <Мария Ватсон>
Пьесы И. стали известны в Европе сравнительно недавно, но слава этого писателя выросла с
поразительной быстротой, и в последние годы критики, говоря о вершинах современной литературы,
упоминают норвежского драматурга рядом с именами Толстого и Зола. Одновременно, однако, с
фанатич. поклонниками, у него есть столь же рьяные противники, считающие его успех явлением
болезненным. Славу создали ему не исторические пьесы, написанные по древнескандинавским сагам
(лучшая из них "Воители Гельголанда"), а комедии и драмы из современной жизни. Решающим
моментом в деятельности И. является 1865 год, когда он, в первый раз покинув Норвегию, прислал туда
Стр.1