В. Кривич (В. И. Анненский) 204
Об Иннокентии Анненском. Страницы и строки воспоминаний сына
А. В. Лавров, Р. Д. Тименчик. Иннокентий Анненский в неизданных воспоминаниях
Памятники культуры. Новые открытия, 1981. Ленинград, "Наука", 1983.
OCR Бычков М.Н.
205
Центральной линией педагогической службы отца являлось, конечно, многолетнее директорство
его в средних учебных заведениях. Совсем еще молодым, прямо из преподавателей, он был назначен
директором Киевской Коллегии Павла Галагана, затем -- директорство в 8-й петерб<ургской> гимн<азии>
и наконец -- в Царскосельской -- всего свыше 16 лет.206
Первые годы этой деятельности, т. е. киевская служба, не были особенно счастливы. В коллегии
Павла Галагана отец с его взглядами, научными интересами и тяготениями пришелся не ко двору. Я был в
то время еще слишком мал, чтобы вполне осознавать все особенности и неприятности этой службы, тем
более что внешне все было очень гладко и хорошо, но даже и я иногда чувствовал, что здесь мы, в целом,
вообще чужие.207 Коллегия была ультрашовинистична. И это густое, упорное, квасное украинофильство
до известной степени определяло ее быт. Эта струя, отцу совершенно чуждая и даже неприятная, густо
текла и в преподавательском, и в ученическом составе. Т. е., может быть, она и не была так густа, но
"украинцы" были настойчивее и упорнее остальных и до такой степени окрашивали в свои цвета
остальную массу, что в конце концов даже люди с немецкими, еврейскими, польскими и др. отчествами и
фамилиями начинали стилизовать себя под матерых украинцев. Главное же было, конечно, в том, что это
квасное украинство имело прочную основу на самых верхах Коллегии. Такою была ее почетная
попечительница Ек. Вас. Галаган (рожд. Дараган), основавшая вместе со своим покойным мужем это
учебное заведение в память сына, Павла, умершего в юношеском возрасте.208 Я положительно
утверждаю, что никакими "антиукраинскими" действиями отец себя не проявлял, но для приспешников и
нашептывателей почетной попечительницы Анненский был виноват уже тем, что был великороссом
(первым директором был Ничипоренко,209 преемником отца -- Дудка-Степович),210 -- проникнуться
украинско-шовинистическим духом, естественно, не мог уже по самому культурному уровню своему и
при всем уважении к национальному творчеству все же не ставил в вину Гоголю, что тот писал по-русски,
а Пушкина все же предпочитал Котляревскому.211 Как бы то ни было, но подводное течение против отца
началось довольно скоро. {Далее помета Кривича: Письмо Аничкова212}
Полною противоположностью была служба в 8-й гимназии. Здесь можно было говорить на своем
языке. Здесь отца понимали, а педагогические взгляды его не шли вразрез ни с какими "местными
установками". Среди учительского состава был ряд превос<ход>ных педагогов и вообще незаурядных
людей, как напр<имер> инспектор математики К. В. Фохт,213 историк и географ А. А. Ешевский,214
известный путешественник и знаток русского Севера, вносивший в свои уроки подлинно живую струю, и
др. Были, конечно, и "люди в футлярах", но они не играли никакой роли, в работе своей в общем шли в
ногу с другими, да к тому же были по своей профессиональной линии прекрасными техниками.
Было и еще здесь одно косвенно счастливое обстоятельство. В 8-ю гимназию отец был послан
после Я. Г. Мора,216 человека малообразованного и даже до конца своих дней не научившегося как
следует говорить по-русски (он был из "навозных" немцев), черствого, безжалостного к ученикам и
формально, "по-начальнически" державшего себя с учителями, ставившего чуть не в центр
гимназического образования гимнастику на приборах и в результате заслужившего за всю многолетнюю
жизнь только боязнь и дружную нелюбовь и педагогического, и ученического состава. Справедливость
заставляет, однако, сказать, что внешне Мор поставил свою гимназию прекрасно. Образцовая чистота,
порядок, дисциплинированность, растения на классных окнах, -- одним словом, вся прекрасная
видимость. Это ничего, что директор совершенно легко мог спутать Добролюбова и Некрасова,
кот<орых> вообще едва ли и читал даже, что ученики это были для него не живые дети и юноши, а
Стр.1