Поезд стоит пять минут, -- возвестил кондуктор, зажигая свечи в вагоне 3-го
класса. <...> - Занято? - спросил меня господин в меховой занесенной снегом шубе. <...> Мы обнялись с кузеном и горячо расцеловались... <...> - Что-то будет?.. - подумал я, провожая взглядом автора "Власти земли"... <...> Не прошло и двух минут, как я услыхал следующий диалог двух знаменитых писателей:
- Признаюсь, Успенский, мне ваша "Власть земли" не понравилась... <...> - Точно так же, как и мне ваша "Власть тьмы"... <...> ).
Но в свое оправдание я должен сказать, что в памяти читателя мне хотелось восстановить бессмертное
изречение Микулы Селяниновича: "Меня любит мать сыра земля"... <...> - Да! - подхватил граф с усмешкой, - вы дальше прибавляете, что двухсотлетняя татарщина и
трехсотлетнее крепостничество могли быть перенесены народом только благодаря власти любящей
земли... <...> - Но ведь это дикий абсурд: по вашему выходит, что благодаря власти земли русский народ в
продолжение пятисот лет был гнусным рабом... <...> В конце моего рассказа я прямо говорю: "Земля - главное не только по отношению к
народному брюху, но и по отношению к народному духу... <...> .. Я вам скажу, Успенский, все миросозерцание мужика заключается в том, как бы
забраться в барский лес или конюшню, напиться пьяным и ни за что ни про что исколотить свою жену. <...> Вы же сами пишете: "Лесная мораль мужика заключается в том, чтобы колотить невинную жену и себя в
то же время считать невинным". <...> В другом месте той же "Власти земли" вы удостоверяете, что "мужик
вносит в людскую жизнь слишком много тенденций дремучего леса"... <...> - Далее вы проповедуете, что мужик вносит в людскую жизнь много лесного зверства и волчьей
жадности... <...> Не согласитесь ли теперь со мною, что все эти прискорбные явления представляют собой
неизбежный результат "власти тьмы", то есть невежества? <...> - Нет, - весело улыбаясь, продолжал граф, - в вашей "Власти земли" есть просто неподражаемые
вещи... <...> - Коснувшись прелестей сельской жизни (в сравнении со столичной), вы естественным образом
изъявляете <...>
Власть_земли_и_Власть_тьмы_(соч._Гл._Успенского_и_гр._Л.Н._Толстого).pdf
Н. В. Успенский
"Власть земли" и "Власть тьмы"
(соч. Гл. Успенского и гр. Л.Н. Толстого)
"Власть земли" (1882) - цикл очерков Г.И. Успенского. "Власть тьмы" (1886) - пьеса Л.Н.
Толстого.
I
- Станция Валдай! Поезд стоит пять минут, -- возвестил кондуктор, зажигая свечи в вагоне 3-го
класса.
- Занято? - спросил меня господин в меховой занесенной снегом шубе.
- Нет.
- Вы куда?
- В Москву.
- Значит, мы с вами попутчики... Зазвенел колокольчик, и поезд тронулся...
- Глеб! Это ты?
Мы обнялись с кузеном и горячо расцеловались...
- Будем говорить потише... Здесь сидит граф...
- Знаю... Я нарочно сел к нему спиной... Ты знаешь, мои "Воспоминания"...
- Э, вздор какой! Чем ты откровеннее будешь писать, тем лучше. Я сейчас пойду к автору "Власти
тьмы"...
- Что-то будет?.. - подумал я, провожая взглядом автора "Власти земли"...
Не прошло и двух минут, как я услыхал следующий диалог двух знаменитых писателей:
- Признаюсь, Успенский, мне ваша "Власть земли" не понравилась...
- Точно так же, как и мне ваша "Власть тьмы"... Конечно, de gustibus non est... (o вкусах не... (лат.)).
Но в свое оправдание я должен сказать, что в памяти читателя мне хотелось восстановить бессмертное
изречение Микулы Селяниновича: "Меня любит мать сыра земля"...
- Да! - подхватил граф с усмешкой, - вы дальше прибавляете, что двухсотлетняя татарщина и
трехсотлетнее крепостничество могли быть перенесены народом только благодаря власти любящей
земли...
- Я это писал...
- Но ведь это дикий абсурд: по вашему выходит, что благодаря власти земли русский народ в
продолжение пятисот лет был гнусным рабом...
- Совсем нет! В конце моего рассказа я прямо говорю: "Земля - главное не только по отношению к
народному брюху, но и по отношению к народному духу... Земля нужна народу не только для того, чтобы
быть сытым, но и сохранить свое миросозерцание"...
- Которого нет!.. Я вам скажу, Успенский, все миросозерцание мужика заключается в том, как бы
забраться в барский лес или конюшню, напиться пьяным и ни за что ни про что исколотить свою жену.
Вы же сами пишете: "Лесная мораль мужика заключается в том, чтобы колотить невинную жену и себя в
то же время считать невинным". В другом месте той же "Власти земли" вы удостоверяете, что "мужик
вносит в людскую жизнь слишком много тенденций дремучего леса"... Я ведь не лгу, не правда ли?
- Правда... я писал и это...
- Далее вы проповедуете, что мужик вносит в людскую жизнь много лесного зверства и волчьей
жадности... Писали вы это в своей "Власти земли"?
- Писал...
- Так... Не согласитесь ли теперь со мною, что все эти прискорбные явления представляют собой
неизбежный результат "власти тьмы", то есть невежества?..
- Не отрицаю...
- Я говорю к тому, что мужика надо прежде всего просветить...
- А накормить?
- У него есть еда... поверьте!
- Но какая? Если вам (как вегетарианцу) придет охота есть сено, то из этого вовсе не следует, что
Стр.1