СОДЕРЖАНИЕ
Крестьянские женщины
Ответчики
Извозчик с аппаратом
Новые народные стишки
КРЕСТЬЯНСКИЕ ЖЕНЩИНЫ
1
Существенный недостаток во всех проектах жить трудами рук своих, то есть уйти в деревню,
существовать земледельческим трудом, положить начало колоний и "поселений из людей
интеллигентных", несомненно заключается в совершенном отсутствии каких бы то ни было указаний,
касающихся положения интеллигентных женщин в этих проектируемых колониях. <...> Обязанности, порядок
жизни, пределы труда и нравственные достоинства трудовой жизни для интеллигентных "мужчин", хотя
кое-как, но все-таки выяснены в проектах поселений в более или менее удобопонятном виде: за образец
будущей трудовой жизни взят образ жизни современного мужика, причем одна из школ, начавших
проповедь о необходимости "идти в деревню", проповедует идеал трудовой жизни в смысле самого
каторжного труда наемного работника, сопряженного со всевозможными тягостями: серые щи, сон на
голых досках, лапти, "выворачивание пней" на постройку собственной избы, и непременно с усилиями, от
которых трещит спина; хочешь жить "по-народному", так поезжай в лес за дровами в трескучий мороз,
вези дерево на продажу в город в ураган и метель, а уж от насекомых постарайся избавиться своими
средствами. <...> Другая школа трудовой жизни очерчивает образ того же мужика в более мягких очертаниях, и как
образчик рекомендуется не поденщик, а "земледелец", "пахарь". <...> Достоинство этого пахаря заключается в том, что он добывает хлеб своими трудами, чужого не ест,
чужим трудом не пользуется, следовательно, совесть у него покойна, а в этом-то "самая суть" и есть. <...> Есть и еще школа, руководствующаяся в желании "идти в деревню" уже чисто практическими
целями: оградить свою впечатлительную душу от зол городской цивилизации, устроить себе угол, где бы
мысль (о будущем, конечно) работала без стеснения и не ощущалось бы необходимости бесплодной
борьбы за идею, чего невозможно избежать <...>
Из_цикла_Мельком.pdf
Г. И. Успенский
Из цикла "Мельком"
Том 8. Из цикла "Очерки переходного времени". Поездки к переселенцам. Невидимки. Из цикла
"Мельком". Рассказы
М., ГИХЛ, 1957
Издание осуществляется под общей редакцией В. П. Друзина
Подготовка текста и примечания А. В. Западова
OCR Бычков М. Н.
СОДЕРЖАНИЕ
Крестьянские женщины
Ответчики
Извозчик с аппаратом
Новые народные стишки
КРЕСТЬЯНСКИЕ ЖЕНЩИНЫ
1
Существенный недостаток во всех проектах жить трудами рук своих, то есть уйти в деревню,
существовать земледельческим трудом, положить начало колоний и "поселений из людей
интеллигентных", несомненно заключается в совершенном отсутствии каких бы то ни было указаний,
касающихся положения интеллигентных женщин в этих проектируемых колониях. Обязанности, порядок
жизни, пределы труда и нравственные достоинства трудовой жизни для интеллигентных "мужчин", хотя
кое-как, но все-таки выяснены в проектах поселений в более или менее удобопонятном виде: за образец
будущей трудовой жизни взят образ жизни современного мужика, причем одна из школ, начавших
проповедь о необходимости "идти в деревню", проповедует идеал трудовой жизни в смысле самого
каторжного труда наемного работника, сопряженного со всевозможными тягостями: серые щи, сон на
голых досках, лапти, "выворачивание пней" на постройку собственной избы, и непременно с усилиями, от
которых трещит спина; хочешь жить "по-народному", так поезжай в лес за дровами в трескучий мороз,
вези дерево на продажу в город в ураган и метель, а уж от насекомых постарайся избавиться своими
средствами. Та же участь поденщины предлежала и женщине в этой школе каторжного труда. Г-жа
Метелицина должна была переобуться из башмаков в сапоги, вязла по колено в навозе, ездила на кляче за
водой, а когда кляча упиралась, то она "била клячу по морде". Словом, и для мужчин и для женщин
проповедовались все прелести, которые до последней степени изнуряют и самого крестьянина.
Другая школа трудовой жизни очерчивает образ того же мужика в более мягких очертаниях, и как
образчик рекомендуется не поденщик, а "земледелец", "пахарь". Поле, соха, а за нею идет пахарь.
Достоинство этого пахаря заключается в том, что он добывает хлеб своими трудами, чужого не ест,
чужим трудом не пользуется, следовательно, совесть у него покойна, а в этом-то "самая суть" и есть.
Есть и еще школа, руководствующаяся в желании "идти в деревню" уже чисто практическими
целями: оградить свою впечатлительную душу от зол городской цивилизации, устроить себе угол, где бы
мысль (о будущем, конечно) работала без стеснения и не ощущалось бы необходимости бесплодной
борьбы за идею, чего невозможно избежать в городе. Но, чтобы устроить должным образом "угол"
буддийского спокойствия и "свободы миросозерцания", рекомендуется такими практическими деятелями
обороняться также и в деревне от всяких нарушений буддийского спокойствия -- мужицкого невежества,
алчности мужика, неискоренимого в этом мужике стремления обобрать этого барина. Оборонившись от
городской цивилизации уединенным углом, огородившись заборами и окопавшись канавами от
Стр.1