Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Западные христиане в восприятии русского инока XI века. Статья (220,00 руб.)

0   0
Первый авторКириллин Владимир Михайлович
Издательство[Б.и.]
Страниц61
ID1200
АннотацияВниманию читателя предлагается конфессионально-культурологическое размышление по поводу текста известного древнерусского сочинения антилатинской направленности — "Слова", или "Послания", "о вере крестьянской и о латыньской".
Кому рекомендованоДля историков, филологов и всех, интересующихся русской средневековой культурой.
Кириллин, В.М. Западные христиане в восприятии русского инока XI века. Статья / В.М. Кириллин .— : [Б.и.], 1996 .— 61 с. — статья .— URL: https://rucont.ru/efd/1200 (дата обращения: 28.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ЗАПАДНЫЕ ХРИСТИАНЕ В ВОСПРИЯТИИ РУССКОГО ИНОКА XI ВЕКА Вниманию читателя предлагается конфессионально- культурологическое размышление по поводу текста известного древнерусского сочинения антилатинской направленности — "Слова", или "Послания", "о вере крест ьянской и о лат ыньской". <...> Однако в настоящее время убедительно доказано, что автором "Послания" был все-таки святой Феодосий 2 Печерский . <...> Преподобный Феодосий Печерский, его жизнь и сочинения (По поводу книги В. А. Чаговца). <...> 1) Из истории древнерусской публицистики XI века (Послание Феодосия Печерского к князю Изяславу Ярославичу о латинянах) // ТОДРЛ. <...> Это наметившийся еще в IX веке, при патриархе Константинопольском Фотии и папе Римском Николае I, и происшедший в XI веке — в 1054 году, — при патриархе Михаиле Керуларии и папе Льве IX, административно-организационный, церковно-политический и конфессиональный разрыв между восточными и западными христианами — 6 "Великая схизма" . <...> Этот трагический для Вселенской Церкви факт 3 Повесть временных лет // ПЛДР: XI — начало XII века. <...> Во-первых, в церковно-религиозном отношении он был последовательным "византинистом", проводником греческого понимания вероучительных, догматических истин, восточного типа святости, а также литургических, канонических и обрядовых традиций, и потому без колебаний занял в конфликте Церквей сторону Константинополя, твердо исповедуя «правоверие» и непримиримо осуждая отпавших латинян. <...> Во-вторых, реальная жизненная ситуация в Киевский Руси прямо-таки вынуждала святого насельника Печерского монастыря сделать свой определенный и недвусмысленный выбор, ибо разделение состоялось, Константинополь и Рим обменялись анафемами, но в Киеве, как и вообще на Руси, между тем жило немало чад, окормляемых Западной Церковью, имелись храмы, в которых «варяжские попы» литургисали по западному чину — на7 пример, в монастыре Святой Девы Марии , наконец тяготение к Западу можно было наблюдать, как уже <...>
Западные_христиане_в_восприятии_русского_инока_XI_века._Статья.pdf
Кириллин В. М. ЗАПАДНЫЕ ХРИСТИАНЕ В ВОСПРИЯТИИ РУССКОГО ИНОКА XI ВЕКА Вниманию читателя предлагается конфессиональнокультурологическое размышление по поводу текста известного древнерусского сочинения антилатинской направленности — "Слова", или "Послания", "о вере крест ьянской и о латыньской". Этот памятник нашей старинной литературы был довольно популярен в Древней Руси. Он сохранился в большом числе списков и нескольких текстовых вариантах. Наиболее ранний список произведения, относится к рубежу XIV-XV веков и, как установлено, воспроизводит наиболее близкий к первоначальному виду текст. В науке сосуществуют две гипотезы относительно его автора. Одни ученые атрибутировали "Послание" игумену Киево-Печерского монастыря преподобному Феодосию (ум. в 1074 г.), другие — жившему позднее, в XII веке, «списат елю» Феодосию Греку, также связанному с КиевоПечерским монастырем1 . Однако в настоящее время убедительно доказано, что автором "Послания" был все-таки святой Феодосий Печерский2 . "Послание", таким образом, написано в XI столетии — как полагают, в 1069 году или чуть позднее, но до 1074 года. Конкретным поводом для него послужила политика князя Изяслава Ярославича, который для решения своих внутриполитических задач использовал 1 Чаговец В. А. Преподобный Феодосий Печерский, его жизнь и сочинения. Киев, 1901. С. 195-200. — Бельченко Г. П. Преподобный Феодосий Печерский, его жизнь и сочинения (По поводу книги В. А. Чаговца). Одесса, 1902. С. 46-50. 2 Еремин И. П. 1) Из истории древнерусской публицистики XI века (Послание Феодосия Печерского к князю Изяславу Ярославичу о латинянах) // ТОДРЛ. М.; Л , 1935. Т. 2. С 26-31; 2) Литературное наследие Феодосия Печерского // ТОДРЛ. М; Л., 1947. Т. 5. С. 161-163. 1
Стр.1