Кальдерон де-ла-Барка
(Don-Pedro Calderon de la Barca Henao y Niaño) -- знаменитый исп. драматург, род. 17 января 1600
г. в Мадриде. Первоначальное образование он получил в иезуитской школе, сообщившей ему
религиозное направление. Здесь, тринадцати лет от роду, он написал свое первое драматическое
произведение: "Небесная Колесница". В Саламанкском унив. К. изучал каноническое право, богословие
и схоластическую философию. В 1622 г. он принимал участие в поэтическом состязании в честь
канонизации св. Исидора и получил первую премию. По словам самого К., это заставило его
окончательно бросить право и обратиться к поэзии. Поступив в военную службу, он участвовал в
походах, не переставая в то же время заниматься литературой. К периоду его военной службы относятся
некоторые из его лучших пьес, напр. "Врач своей чести" и "Жизнь есть сон". В 1635 г., по смерти Лопе де
Вега, он был назначен придворным драматургом и пользовался исключительным вниманием Филиппа
IV. В 1651 г. он принял духовный сан и вступил в члены религиозного братства, в 1653 г. получил место
священника в Толедо, а в 1663 г. был назначен капелланом при особе короля; эту должность он занимал
до самой смерти в 1681 р. Духовный сан нисколько не мешал К., как и Лопе де Вега; он писал для театра
и даже присутствовал при представлении своих пьес; только с 1651 г. он писал не для народной сцены, а
для придворных спектаклей и религиозных торжеств. Ввиду того, что книгопродавцы спекулировали
именем К. и приписывали ему пьесы других авторов, герц. Вератунский обратился в 1680 г. к К. с
просьбой перечислить все им написанное. В своем ответе К. признал своими 73 духовных и 108 светских
пьес. В духовных драмах К., которые он ценил выше всех остальных своих произведений, весьма удачно
схвачены вся поэтическая сторона и все суеверие католицизма; особенно характеристична одна из
популярнейших драм К. -- "Поклонение Кресту", в которой проводится мысль, что вера в силу св. Креста
достаточна для спасения человека, какие бы злодейства он ни совершил. Сюжет другой знаменитой
духовной драмы К., "Чудный чародей" (El Magico Prodigioso), заимствован из легенды о св. Киприане, в
основе которой лежит древнее восточное сказание о договоре человека с дьяволом. На этом основании
многие критики называют героя пьесы испанским Фаустом и даже пытаются сравнивать его с "Фаустом"
Гете. На самом деле сравнение это интересно не по сходству, а разве по противоположности обоих
типов. Испанский Фауст томится жаждой любви, а не жаждой постигнуть тайны природы; глубоко
религиозный, он стремится создать свое собственное представление о божестве, которое есть уже шаг к
христианству. Светские пьесы К. можно разделить на три класса: трагедии, драмы философского
содержания и комедии. В основе трагедий К. лежат три чувства, одушевлявшие всякого испанца этой
эпохи: честь, ревность и любовь, причем верховным чувством является первая. Ни у одного народа
чувство чести не достигло такой экзальтации и не требовало таких ужасных жертв, как в Испании. Честь
играет в испанское драме почти ту же роль, как судьба в древней трагедии. Подобно античному фатуму,
она распоряжается судьбой людей и заставляет их в угоду условным правилам подавлять в себе
человеческие чувства и совершать ужасные преступления. В драме "Врач своей чести" муж, заподозрив
жену в измене, велит врачу открыть ей жилу и оставляет ее истечь кровью. Король одобряет этот
возмутительный самосуд под условием, чтобы Дон Гутьерре женился на своей прежней невесте, Леонор,
что он и обещает в виду не остывшего еще трупа жены. В пьесе "За тайное оскорбление тайное мщение"
ревнивый муж убивает свою жену, зажигает свой дом и объявляет королю, что жена задохлась от дыма.
Король понимает, в чем дело, но вполне одобряет такой способ мщения за оскорбленную честь. В пьесе
"Живописец собственного позора" муж убивает изменившую ему жену и ее любовника -- и родные их не
только одобряют это убийство, но выражают готовность защищать убийцу. Чувство любви является
преобладающим в трагедиях "Любовь после смерти", "Нет чудовища ужаснее ревности". Символических
или философских драм у К. весьма немного, но одна из них, "Жизнь есть сон", приобрела всемирную
известность. Что наша земная жизнь не более как мечта или сон в сравнении с реальностью вечной
жизни -- об этом неоднократно твердили как христианские, так и языческие моралисты; но К. сумел
облечь эту мысль в драму, богатую поэтическими достоинствами. Едва ли не самый обширный отдел
произведений К. составляют так называемые "комедии плаща и шпаги", т. е. пьесы с любовной интригой,
в которых действуют лица высшего общества, кавалеры и дамы. Самые выдающиеся из них -- "Хуже,
чем было", "Лучше, чем было", "Дама Волшебница", "Дом с двумя выходами". Есть у К. и драмы
исторические (" Стойкий принц"), драмы мифологического содержания ("Персей и Андромеда"), пьесы,
заимствованные из народной жизни ("Саломейский алькад" и др.). Комедии в нашем смысле слова у него
нет, но эпизодические сцены, где действуют шуты, показывают, что он обладал и комическим талантом.
Для К., как и для Лопе де Вега, основным принципом творчества и главным мотивом деятельности было
желание нравиться. Для этой цели он готов был нарушить законы вероятности, перемещать века и
события, пренебречь заветами "Поэтики" Аристотеля и "De Arte Poetica" Горация. Воспользовавшись
всем, что было сделано его предшественником в области драматической композиции, К. довел до
Стр.1