Цвет фона:
М. А. СОКОЛОВА
К.М. СТАНЮКОВИЧ
Послесловие составителя
Один из основоположников русской "морской" литературы, писатель-демократ Константин Михайлович Станюкович
родился 18 (30) марта 1843 года в Севастополе. Его биография, как и произведения, удивительна и необычна. Десятилетним
мальчиком Станюкович стал не только очевидцем героической обороны Севастополя, но и ее участником. Находясь с отцом в
осажденном городе, он посильно помогал раненым, за что и был награжден медалями. Отец писателя - адмирал, командир
порта и военный губернатор города - с детства предназначил сына к карьере флотского офицера, отдав его в Морской
кадетский корпус, который представлял собой оплот консерватизма и являлся официальной опорой монархии. Однако там
будущий писатель примкнул к лучшей части молодежи кадетского корпуса, связанной с передовым общественным
движением того времени. Именно там он глубоко стал изучать русскую реалистическую литературу. Во время учебного
плавания на корабле Станюкович столкнулся с крепостническим произволом и насилием, царящими во флоте. Молодой
Станюкович дерзает просить отца-адмирала разрешить ему уйти из флота и поступить учиться в университет, бывший в ту
пору средоточием всего передового и прогрессивного, где постоянно бурлила яростная идейная борьба, формировалась
революционная мысль. Разгневанный отец, неумолимый и жестокий деспот, послуживший впоследствии прототипом
литературного героя повести "Грозный адмирал", посылает строптивого сына на корвете "Калевала" в трехгодичное
кругосветное плавание.
Посещая многие материки и государства, плавая на различных судах Тихоокеанской эскадры, юноша воочию видел
страшные картины расправы с беззащитными матросами, жесточайшую колониальную политику, бесчеловечное отношение
европейских колонизаторов к туземцам. Он видел в то же время необычайное мужество русских моряков, их любовь к родине
и веру в торжество справедливости. Все это описал Станюкович в своих произведениях 60-х годов (автобиографической
повести "Вокруг света на "Коршуне", очерках "Жизнь в тропиках", "Французы в Кохинхине" и др.).
Вернувшись в 1863 году на родину, двадцатилетний Станюкович, офицер, перед которым была открыта блестящая
военная карьера, находит в себе мужество порвать с влиятельным отцом, лишиться наследства, выйти в отставку и начать
жизнь скромного журналиста, полную лишений и тяжкого труда. Где бы ни работал Станюкович - сельским ли учителем или
журналистом, в канцелярии железной дороги или в управлении пароходством, - он оставался верен своим принципам
демократа, гуманиста, защитника простого труженика. Он пишет пьесы и романы, рассказы и публицистические статьи,
очерки и заметки; все они страстно обличают самодержавно-полицейские порядки царской России (подлоги, взяточничество,
мошенничество разного рода и т. п.). В 80-х годах писатель стал постоянным сотрудником, а потом и владельцем
петербургского журнала "Дело", слывшего у властей как издание "неблагонадежного направления".
В 1884 году Станюкович, за которым полиция вела неустанное наблюдение, уезжает на юг Франции к больной дочери,
где сближается с революционной эмиграцией. На обратном пути на границе он был арестован, препровожден в
Петропавловскую крепость и вскоре сослан в Сибирь. "Все случилось одновременно, разом: арест, год крепости, смерть
дочери, ссылка, потеря любимого журнала, полное материальное разорение. Какие нужны были душевные силы, какая
убежденность, какое мужество, чтобы выдержать этот удар, не опустить головы, не сдаться!" - взволнованно говорил об этом
периоде жизни писателя Леонид Соболев.
В ссылке Станюкович создает цикл морских рассказов, ставших событием в развитии русской демократической
литературы и принесших ему славу, неувядаемую с годами.
В морских рассказах писатель с беспощадной правдой изображает жестоких самодуров, "грозных адмиралов", молодых
офицеров - карьеристов и стяжателей, злобных тиранов, вроде барона Беринга или боцмана Жданова. Все эти образы
олицетворяют самодержавный строй с его ужасающими порядками - полной безнаказанностью одних и бесправием других. С
большой художественной убедительностью Станюкович показал прекрасный облик русского матроса (Чижик, Иван Лучкин,
Прошка, Иваныч), его необычайную самоотверженность и отвагу, удивительную доброту и живость природного ума.
Писатель осмелился сказать о том, что забитый, замордованный жестоким обращением матрос - это человек, трудолюбивый,
мужественный и даровитый. Морские рассказы проникнуты волнующей романтикой моря как символа борьбы и свободы,
красоты и смелости; в то же время они глубоко лиричны в своей любви к безграничным российским просторам. Недаром
современники Станюковича называли его Айвазовским слова.
В 1896 году общественность отметила тридцатипятилетие литературной деятельности Станюковича. В приветственных
речах, адресах, телеграммах таких писателей, как Д. Н. Григорович, В. Г. Короленко, А. П. Чехов и многие другие, отмечалась
глубоко прогрессивная роль его творчества "на благо русского общества и народа". Последние годы писателя были омрачены
болезнью, нуждой и горем - смертью сына. Уехав лечиться за границу, Станюкович скончался в Неаполе 7 (20) мая 1903 года.
Произведения К. М. Станюковича, последователя революционной демократии 60-х годов, внесли существенный вклад в
историю русского реализма конца века. Его рассказы дороги нашему читателю жизненной правдой, подлинным
демократизмом, высокой гражданственностью, неисчерпаемой верой в силу русского человека, необычайной любовью к
родной природе и страстной романтикой моря.
М. А. С о к о л о в а
Стр.1