Эта реакция выразилась в хилом возрождении поэзии и несколько более энергичном
возрождении религиозного идеализма. <...> Радикалы были по природе идеалистами, но их идеализм был
основан (как шутил Соловьев) на невозможном силлогизме: "Человек произошел от обезьяны,
следовательно, мы должны любить друг друга". <...> Их религиозный идеализм нашел выражение в учении Толстого,
которое влияло на современников именно потому, что было религиозным и направленным против
радикального материализма. <...> Влияние религиозной философии Соловьева, сначала незначительное, в конце концов
оказалось важнее толстовства. <...> Соловьев -- и этим определяется его место в истории русской мысли -- был
первым русским мыслителем, отделившим мистическое и православное христианство от
славянофильства. <...> Но для
Достоевского самым существенным в православии было религиозное чутье русского народа. <...> Достоевский
был в религии националистом, мистическим народником: православие истинно потому, что оно вера
русского народа. <...> Соловьев же был совершенно свободен от мистического национализма: он мог
опираться на построения идеалистической философии или на авторитет экуменической церкви, -- но
религиозные взгляды русского народа не имели для него никакого значения. <...> Помощь Соловьева пришла с неожиданной стороны и тем радостнее была встречена. <...> Соловьев рано присоединился к группе очень талантливых юмористов, которые
называли себя кружком шекспиристов и развлекались сочинением забавных стишков и постановкой
пародийных пьес. <...> В том же году он поехал в Лондон, где не выходил из Британского
музея, изучая мистическое ученье Софии Премудрости Божией. <...> Там в читальном зале ему было видение,
и он получил мистическое повеление немедленно ехать в Египет. <...> Характерно для Соловьева, что в юмористической поэме Три свидания,
написанной через двадцать лет, глубоко лиричное и эзотерическое описание видений (включая раннее,
1862 г.) сопровождается стихами в духе <...>
Владимир_Соловьев.pdf
Д. П. Святополк-Мирский
ВЛАДИМИР СОЛОВЬЕВ
-----------------------------------------------------Источник:
Мирский Д. С. Владимир Соловьев // Мирский Д. С. История русской литературы с
древнейших времен до 1925 года / Пер. с англ. Р. Зерновой. -- London: Overseas Publications Interchange
Ltd, 1992. -- С. 542--550.
Оригинал здесь:Фундаментальная электронная библиотека.
--------------------------------------------------------------------------------Восьмидесятые
годы были периодом (мягкой) реакции против утилитаристского позитивизма
предыдущей эпохи. Эта реакция выразилась в хилом возрождении поэзии и несколько более энергичном
возрождении религиозного идеализма. Радикалы были по природе идеалистами, но их идеализм был
основан (как шутил Соловьев) на невозможном силлогизме: "Человек произошел от обезьяны,
следовательно, мы должны любить друг друга". Восьмидесятые годы постарались подвести под этот
силлогизм более прочное основание. Их религиозный идеализм нашел выражение в учении Толстого,
которое влияло на современников именно потому, что было религиозным и направленным против
радикального материализма. Труды Соловьева -- другое, более ортодоксальное выражение той же
тенденции. Влияние религиозной философии Соловьева, сначала незначительное, в конце концов
оказалось важнее толстовства. Соловьев -- и этим определяется его место в истории русской мысли -- был
первым русским мыслителем, отделившим мистическое и православное христианство от
славянофильства. Он как бы продолжил линию менее замкнутого и более "западнического"
славянофильского направления, наиболее полно выразившегося в идеях Достоевского-публициста. Но для
Достоевского самым существенным в православии было религиозное чутье русского народа. Достоевский
был в религии националистом, мистическим народником: православие истинно потому, что оно вера
русского народа. Соловьев же был совершенно свободен от мистического национализма: он мог
опираться на построения идеалистической философии или на авторитет экуменической церкви, -- но
религиозные взгляды русского народа не имели для него никакого значения.
Православие Соловьева явно клонилось в сторону Рима как символа христианского единства, а в
политике он был либералом-западником. Последнее во многом определило его ранний успех, потому что
либералы сочли его ценным союзником в борьбе против правительства и славянофилов, -- тем более
ценным, что обличения существующего порядка он подкреплял не Дарвиным и Марксом, а Библией и
пророками. Помощь Соловьева пришла с неожиданной стороны и тем радостнее была встречена.
Владимир Сергеевич Соловьев родился в Москве в 1853 г. в большой семье. Отцом его был
известный историк С. М. Соловьев, и Владимир рос в атмосфере Московского университета. Он
принадлежал к тому слою московского общества, который включал цвет культурного дворянства и
высшей интеллигенции. Соловьев рано присоединился к группе очень талантливых юмористов, которые
называли себя кружком шекспиристов и развлекались сочинением забавных стишков и постановкой
пародийных пьес. Самым ярким из них был граф Федор Соллогуб, лучший русский поэт-абсурдист после
Козьмы Пруткова. Соловьев всю жизнь был приверженцем этого искусства. Но и в науке его успехи были
блистательны. Уже в 1875 г. он опубликовал свою диссертацию Кризис западной философии,
направленную против позитивизма. В том же году он поехал в Лондон, где не выходил из Британского
музея, изучая мистическое ученье Софии Премудрости Божией. Там в читальном зале ему было видение,
и он получил мистическое повеление немедленно ехать в Египет. В пустыне около Каира ему явилось его
самое важное и полное видение -- образ Софии. Путешествие в пустыню сопровождалось забавными
проишествиями с арабами. Характерно для Соловьева, что в юмористической поэме Три свидания,
написанной через двадцать лет, глубоко лиричное и эзотерическое описание видений (включая раннее,
1862 г.) сопровождается стихами в духе Беппо или Дон Жуана. По возвращении в Россию Соловьев
получил место приват-доцента философии сначала в Москве, потом в Петербурге. Но его университетская
карьера была короткой: в марте 1881 г. он произнес речь против смертной казни, в которой старался
убедить нового императора не казнить убийц отца. Он мотивировал это тем, что пойдя "вопреки всем
расчетам и соображениям земной мудрости, Царь станет на высоту сверхчеловеческую и самим делом
покажет божественное происхождение Царской власти". Несмотря на такую мотивировку, Соловьеву
пришлось уйти из университета. В восьмидесятых годах Соловьев разрабатывал идею вселенской
теократии, подводившей его все ближе и ближе к Риму. Он поехал в Загреб и сблизился с епископом
Стр.1