Владимир Шулятиков
УНИЖЕННЫЕ И ОСКОРБЛЕННЫЕ В ПЬЕСАХ ОСТРОВСКОГО
"Курьер", 1901 г., No 152, стр.3
Из числа вопросов, к обсуждению которых призывает критику богатое литературное наследство,
оставленное Островским, одним из наиболее интересных и, в то же время, наименее разработанных
является вопрос о положительной стороне его общественного миросозерцания - вопрос об его
своеобразном "демократизме".
Давши в своих пьесах первое по времени художественное изображение быта русской буржуазии,
подчеркнувши, впервые в летописи русской изящной словесности, всемогущество "металла звенящего",
Островский, вместе с тем, с особенной настойчивостью заговорил о "слабых" и обездоленных, о терпящих
неудачи в экономической борьбе за существование, заговорил о бедности, о "честном" труде. И в основу
своих драматических произведений он положил защиту интересов "бедных людей".
Защищая интересы "бедных людей", он стал далеко не на ту точку зрения, которую разделяют
современные прогрессисты. Его представление о бедности выдвигает на первый план не то, что имеет
особенное значение в глазах современных печальников о "меньших братьях". Его "бедные люди" - прежде
всего, униженные и оскорбленные в точном смысле этого слова.
Несчастие его "бедных людей" заключается не в том, что они страдают под бременем тяжелого
труда, подтачивающего капля за каплей их жизненные силы: его "бедные люди" несчастны, главным
образом, потому, что они подвергаются со стороны окружающих всевозможным обидам, издевательствам,
оскорблениям, потому что в каждом своем шаге они поставлены в унизительную зависимость от
окружающих, потому что окружающие не считают их за настоящих людей, вменяют им в преступление
их бедность.
Приказчик Гордея Торцова, Митя ("Бедность не порок"), открывает своему приятелю Гуслину
причину гнетущей его "тоски-кручины": Как не тужить-то? Вдруг в голову взойдут такие мысли: что я
такое за человек на свете есть?... Жалованье маленькое, от Гордея Карпыча все обида да брань, да все
бедностью попрекает, точно я виноват".
Дочь отставного учителя, Лизавета Ивановна Иванова ("В чужом пиру похмелье") изливает свои
жалобы на безысходную бедность в следующем характерном монологе:
- "Нет, уж мы очень много трудимся! Что ни говори, как себя не утешай, а тяжело, право, тяжело!
Уж я не говорю о деньгах, не говорю о том, что за наши труды нам платят мало; хоть бы уважение то нам
за наш честный труд оказывали; так и этого нет. На что уж наша хозяйка, и та смотрит на нас с каким-то
сожалением! А всего мне обиднее, что смеются над папашей... И что в этом смешного, что человек ходит
в старой шинели? А у нас такая сторона, чуть не в глаза хохочут. Вот вчера, как шла я из церкви, какие-то
молодые купцы вслух смеялись над моим салопом. Где же я лучше возьму? Ты же приносишь людям
пользу почти бескорыстно, тебя же презирают".
В "Шутниках" Анна Павловна Оброшенова путем самопожертвования избавляет свою семью от
нищенской доли; и, заглядывая в будущее, она радуется не столько тому, что будущее сулит ей безбедное
существование, сколько тому, что в будущем она и ее родные не будут больше страдать от
незаслуженных обид и оскорблений, перестанут играть роль игрушек в руках каждого встречного
самодура. "А вот, Верочка, - обращается она с многознаменательными словами к сестре, - будем жить
богато да весело, а главное, не будем ни в чем нуждаться, так перестанут над нами шутить".
Страдая от постоянных обид и оскорблений, от неизменно презрительного отношения к своей
бедности, "забитые" люди в пьесах Островского переживают своеобразные психологические моменты:
они доходят до того, что принуждены друг друга убеждать в своей невиновности. Наташа Сизакова
("Трудовой хлеб") уговаривает свою подругу не стыдиться своей бедности:
- Нет, зачем конфузиться! Это глупо... Мы живем по средствам трудами; нам и жить лучше нельзя.
Ну, на какие деньги мы с тобой можем иметь квартиру хорошую и разодеться по моде? Странно с нас и
требовать этого. Бедно, действительно, да откуда же,Женечка, богатства-то нам взять! Кто посмеет от нас
требовать, чтобы у нас богато было! Чисто, опрятно - и довольно. Ты не конфузься, не теряй своего
достоинства! Наша бедность - гордость наша! Мы ею гордиться должны. Милая Женечка, мы с тобой
хорошие, добрые девушки: что мы бедны, - мы не виноваты.
"Бедность не порок" - таково заглавие одной из популярнейших комедий Островского, и
Стр.1