Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 636199)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Русские идеалы, герои и типы

0   0
Первый авторШелгунов Николай Васильевич
Издательство[Б.и.]
Страниц8
ID10305
Кому рекомендованоКритика и публицистика
Шелгунов, Н.В. Русские идеалы, герои и типы : Статья / Н.В. Шелгунов .— : [Б.и.], 1868 .— 8 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/10305 (дата обращения: 20.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Н. В. Шелгунов Русские идеалы, герои и типы Русская критика эпохи Чернышевского и Добролюбова М., "Детская литература", 1989 OCR Бычков М. Н. <...> Николай Васильевич Шелгунов (1824--1891) родился в Петербурге и дворянской семье, окончил Лесной институт и опубликовал ряд трудов по лесоводству. <...> В 1863 году в связи с процессом Чернышевского Шелгунов был арестован и более года провел в Петропавловской крепости, затем долгое время находился под полицейским надзором. <...> В статье "Русские идеалы, герои и типы" Шелгунов причислял Пушкина, Лермонтова и Тургенева к "эстетической школе", которая отжила свой век, и противопоставлял им Чернышевского ("Что делать? <...> РУССКИЕ ИДЕАЛЫ, ГЕРОИ И ТИПЫ Разбирая "Что делать?" с точки зрения условной морали пушкинского периода, мы должны согласиться, что действующие лица этого романа далеко превосходят своим безукоризненным поведением Евгения Онегина, Печорина, Рудина и всех остальных тургеневских героев. <...> Герои писателей этой школы отличаются великим общественным, светским и домашним легкомыслием. <...> Любовь не приводит их ни к каким решительным результатам; они даже и не женятся, а просто папильонствуют {Здесь: порхают как бабочки.} и таким образом делают из обоюдных отношений нечто легкомысленное и потому безнравственное. <...> В романе "Что делать?" прежде всего уясняется порядок семейных отношений, показывается стремление людей устроить свое семейное счастье. <...> В этом отношении роман "Что делать?" стоит неизмеримо выше всех предшествующих ему произведений, в которых рисовались жены, обманывающие своих мужей и лицемерно уверявшие их в своей любви, в то время как любовник уже был найден. <...> И автор, которому, конечно, было бы не труднее сделать Кирсанова любовником Веры Павловны, любовником его не делает: Лопухов сходит со сцены -утонул ли, застрелился ли, нам неизвестно, и Вера Павловна сочетается с Кирсановым законным браком. <...> Но, несмотря на эту кажущуюся нравственность отношений, мы все-таки зададимся <...>
Русские_идеалы,_герои_и_типы.pdf
Н. В.Шелгунов Русские идеалы, герои и типы Русская критика эпохи Чернышевского и Добролюбова М., "Детская литература", 1989 OCR Бычков М. Н. Николай Васильевич Шелгунов (1824--1891) родился в Петербурге и дворянской семье, окончил Лесной институт и опубликовал ряд трудов по лесоводству. Во второй половине 1850-х годов в жизни Шелгунова произошел крутой перелом: он сблизился с Чернышевским и Добролюбовым, стал публицистом -- революционным демократом. Он выступал со статьями по самым острым социальным вопросам в журналах "Русское слово" и "Современник", был автором прокламаций, призывавших к борьбе против царских властей. В 1863 году в связи с процессом Чернышевского Шелгунов был арестован и более года провел в Петропавловской крепости, затем долгое время находился под полицейским надзором. Как литературный критик выступал в конце 1860-х и в 70-е годы в основном в демократическом журнале "Дело". Убежденно отстаивал гражданское назначение литературы, подчеркивал важность передового мировоззрения для писателя. В статье "Русские идеалы, герои и типы" Шелгунов причислял Пушкина, Лермонтова и Тургенева к "эстетической школе", которая отжила свой век, и противопоставлял им Чернышевского ("Что делать?"). В оценке образов Веры Павловны и Рахметова Шелгунов расходился с Писаревым (см. статью "Мыслящий пролетариат"), но подобно ему характеризовал роман в целом как этапное произведение русской литературы. Вводная часть статьи была напечатана в журнале "Дело" (1868, No 6). Главная ее часть была запрещена цензурой за революционную направленность и увидела свет только в советское время (сборник "Шестидесятые годы", 1940). У современников пользовались успехом написанные Шелгуновым в 1880-е годы "Очерки русской жизни" и воспоминания "Из прошлого и настоящего". РУССКИЕ ИДЕАЛЫ, ГЕРОИ И ТИПЫ Разбирая "Что делать?" с точки зрения условной морали пушкинского периода, мы должны согласиться, что действующие лица этого романа далеко превосходят своим безукоризненным поведением Евгения Онегина, Печорина, Рудина и всех остальных тургеневских героев. Герои писателей этой школы отличаются великим общественным, светским и домашним легкомыслием. Все это холостые существа обоего пола, занятые, как мотыльки, перепархиванием с одного цветка на другой. Для них вся суть жизни в личном наслаждении, а наслаждением признают они только одно: любовное препровождение времени. Любовь не приводит их ни к каким решительным результатам; они даже и не женятся, а просто папильонствуют {Здесь: порхают как бабочки.} и таким образом делают из обоюдных отношений нечто легкомысленное и потому безнравственное. В романе "Что делать?" точка отправления взята с такого места, до которого романисты прежнего времени никогда и не доходили. Прежние романисты как будто говорили: посмотрите, как следует жить холостым людям -- беззаботно, весело, любовно! Читатель никогда не знал: женятся ли герои г. Тургенева, Пушкина и Лермонтова. Никогда ни одному читателю не удалось присутствовать на свадьбе героев этих писателей... В романе "Что делать?" прежде всего уясняется порядок семейных отношений, показывается стремление людей устроить свое семейное счастье. В этом отношении роман "Что делать?" стоит неизмеримо выше всех предшествующих ему произведений, в которых рисовались жены, обманывающие своих мужей и лицемерно уверявшие их в своей любви, в то время как любовник уже был найден. В романе "Что делать?" вопрос стоит не так... И автор, которому, конечно, было бы не труднее сделать Кирсанова любовником Веры Павловны, любовником его не делает: Лопухов сходит со сцены -утонул ли, застрелился ли, нам неизвестно, и Вера Павловна сочетается с Кирсановым законным браком. На это обстоятельство я напираю особенно сильно потому, что эстетические писатели старой школы
Стр.1