Н. В. Шелгунов
Русские идеалы, герои и типы
Русская критика эпохи Чернышевского и Добролюбова
М., "Детская литература", 1989
OCR Бычков М. Н. <...> Николай Васильевич Шелгунов (1824--1891) родился в Петербурге и дворянской семье, окончил
Лесной институт и опубликовал ряд трудов по лесоводству. <...> В 1863 году в связи с процессом Чернышевского Шелгунов был
арестован и более года провел в Петропавловской крепости, затем долгое время находился под
полицейским надзором. <...> В статье "Русские идеалы, герои и типы" Шелгунов причислял
Пушкина, Лермонтова и Тургенева к "эстетической школе", которая отжила свой век, и
противопоставлял им Чернышевского ("Что делать? <...> РУССКИЕ ИДЕАЛЫ, ГЕРОИ И ТИПЫ
Разбирая "Что делать?" с точки зрения условной морали пушкинского периода, мы должны
согласиться, что действующие лица этого романа далеко превосходят своим безукоризненным
поведением Евгения Онегина, Печорина, Рудина и всех остальных тургеневских героев. <...> Герои писателей
этой школы отличаются великим общественным, светским и домашним легкомыслием. <...> Любовь не приводит их ни к каким решительным результатам; они даже и не
женятся, а просто папильонствуют {Здесь: порхают как бабочки.} и таким образом делают из обоюдных
отношений нечто легкомысленное и потому безнравственное. <...> В романе "Что делать?" прежде всего уясняется порядок семейных отношений, показывается
стремление людей устроить свое семейное счастье. <...> В этом отношении роман "Что делать?" стоит
неизмеримо выше всех предшествующих ему произведений, в которых рисовались жены,
обманывающие своих мужей и лицемерно уверявшие их в своей любви, в то время как любовник уже
был найден. <...> И автор, которому, конечно, было бы не труднее
сделать Кирсанова любовником Веры Павловны, любовником его не делает: Лопухов сходит со сцены -утонул ли, застрелился ли, нам неизвестно, и Вера Павловна сочетается с Кирсановым законным браком. <...> Но, несмотря на эту кажущуюся нравственность отношений, мы все-таки зададимся <...>
Русские_идеалы,_герои_и_типы.pdf
Н. В.Шелгунов
Русские идеалы, герои и типы
Русская критика эпохи Чернышевского и Добролюбова
М., "Детская литература", 1989
OCR Бычков М. Н.
Николай Васильевич Шелгунов (1824--1891) родился в Петербурге и дворянской семье, окончил
Лесной институт и опубликовал ряд трудов по лесоводству. Во второй половине 1850-х годов в жизни
Шелгунова произошел крутой перелом: он сблизился с Чернышевским и Добролюбовым, стал
публицистом -- революционным демократом. Он выступал со статьями по самым острым социальным
вопросам в журналах "Русское слово" и "Современник", был автором прокламаций, призывавших к
борьбе против царских властей. В 1863 году в связи с процессом Чернышевского Шелгунов был
арестован и более года провел в Петропавловской крепости, затем долгое время находился под
полицейским надзором.
Как литературный критик выступал в конце 1860-х и в 70-е годы в основном в демократическом
журнале "Дело". Убежденно отстаивал гражданское назначение литературы, подчеркивал важность
передового мировоззрения для писателя. В статье "Русские идеалы, герои и типы" Шелгунов причислял
Пушкина, Лермонтова и Тургенева к "эстетической школе", которая отжила свой век, и
противопоставлял им Чернышевского ("Что делать?"). В оценке образов Веры Павловны и Рахметова
Шелгунов расходился с Писаревым (см. статью "Мыслящий пролетариат"), но подобно ему
характеризовал роман в целом как этапное произведение русской литературы. Вводная часть статьи была
напечатана в журнале "Дело" (1868, No 6). Главная ее часть была запрещена цензурой за революционную
направленность и увидела свет только в советское время (сборник "Шестидесятые годы", 1940).
У современников пользовались успехом написанные Шелгуновым в 1880-е годы "Очерки
русской жизни" и воспоминания "Из прошлого и настоящего".
РУССКИЕ ИДЕАЛЫ, ГЕРОИ И ТИПЫ
Разбирая "Что делать?" с точки зрения условной морали пушкинского периода, мы должны
согласиться, что действующие лица этого романа далеко превосходят своим безукоризненным
поведением Евгения Онегина, Печорина, Рудина и всех остальных тургеневских героев. Герои писателей
этой школы отличаются великим общественным, светским и домашним легкомыслием. Все это холостые
существа обоего пола, занятые, как мотыльки, перепархиванием с одного цветка на другой. Для них вся
суть жизни в личном наслаждении, а наслаждением признают они только одно: любовное
препровождение времени. Любовь не приводит их ни к каким решительным результатам; они даже и не
женятся, а просто папильонствуют {Здесь: порхают как бабочки.} и таким образом делают из обоюдных
отношений нечто легкомысленное и потому безнравственное.
В романе "Что делать?" точка отправления взята с такого места, до которого романисты прежнего
времени никогда и не доходили. Прежние романисты как будто говорили: посмотрите, как следует жить
холостым людям -- беззаботно, весело, любовно! Читатель никогда не знал: женятся ли герои г.
Тургенева, Пушкина и Лермонтова. Никогда ни одному читателю не удалось присутствовать на свадьбе
героев этих писателей...
В романе "Что делать?" прежде всего уясняется порядок семейных отношений, показывается
стремление людей устроить свое семейное счастье. В этом отношении роман "Что делать?" стоит
неизмеримо выше всех предшествующих ему произведений, в которых рисовались жены,
обманывающие своих мужей и лицемерно уверявшие их в своей любви, в то время как любовник уже
был найден.
В романе "Что делать?" вопрос стоит не так... И автор, которому, конечно, было бы не труднее
сделать Кирсанова любовником Веры Павловны, любовником его не делает: Лопухов сходит со сцены -утонул
ли, застрелился ли, нам неизвестно, и Вера Павловна сочетается с Кирсановым законным браком.
На это обстоятельство я напираю особенно сильно потому, что эстетические писатели старой школы
Стр.1