[]
ЮЛІЙ ЦЕЗАРЬ. <...> Одни полагаютъ, что на него сильно
повліялъ судебный процессъ и осужденіе его высокихъ друзей и покровителей Эссекса и Соутгамптона,
нелѣпо задумавшихъ и еще болѣе нелѣпо пытавшихся осуществить планъ сверженія съ престола
королевы Елизаветы; другіе говорятъ о несчастной страсти къ "черной дамѣ" воспѣтой въ сонетахъ;
третьи пріурочиваютъ къ этому времени смерть отца Шекспира и т. д. <...> Еще недавно написалъ онъ комедію
"Двѣнадцатая ночь", гдѣ такъ много искренняго, веселаго и безпечнаго смѣха и, почти непосредственно
вслѣдъ за ней онъ пишетъ "Юлія Цезаря", въ которомъ ни одно изъ дѣйствующихъ лицъ не смѣетъ даже
на мгновеніе улыбнуться и "Гамлета", гдѣ смѣется лишь самъ Гамлетъ, но такъ смѣется, что не знаешь,
чему больше ужасаться,-- его смѣху или его безумнымъ рыданіямъ. <...> Юлій Цезарь" и "Гамлетъ", такъ мало по сюжету и внѣшней обстановкѣ другъ на друга похожіе,
написаны на одну тему, которая выражается восклицаніемъ принца, не совсѣмъ точно, но тѣмъ не менѣе
очень удачно переданнымъ русскимъ переводчикомъ въ извѣстныхъ словахъ: "пала связь временъ, зачѣмъ
же я связать ее рожденъ". <...> Юлій Цезарь" первый опытъ безпокойнаго, нетерпѣливаго, лихорадочнаго, а вмѣстѣ съ тѣмъ и
скрытнаго, боящагося обнаружить себя исканія, когда не столько нуженъ отвѣтъ <...>
Юлий_Цезарь.pdf
[]
ЮЛІЙ ЦЕЗАРЬ.
Источник:Шекспиръ В. Полное собраніе сочиненій / Библіотека великихъ писателей подъ ред. С.
А. Венгерова. Т. 3, 1902.
OCR Бычков М. Н.
1601 годъ былъ роковымъ для Шекспира. Что случилось съ великимъ поэтомъ -- мы точно не
знаемъ. Разные изслѣдователи высказываютъ различныя догадки. Одни полагаютъ, что на него сильно
повліялъ судебный процессъ и осужденіе его высокихъ друзей и покровителей Эссекса и Соутгамптона,
нелѣпо задумавшихъ и еще болѣе нелѣпо пытавшихся осуществить планъ сверженія съ престола
королевы Елизаветы; другіе говорятъ о несчастной страсти къ "черной дамѣ" воспѣтой въ сонетахъ;
третьи пріурочиваютъ къ этому времени смерть отца Шекспира и т. д.
Каждой изъ этихъ догадокъ можно давать больше или меньше вѣры -- это дѣло склонности ума и
рѣшительности въ сужденіяхъ: но одно -- несомнѣнно: въ жизни Шекспира произошло какое то страшное,
потрясшее все его существо, событіе -- и съ 1601 года онъ становится совсѣмъ инымъ человѣкомъ.
Соотвѣтственно тому и творчество его принимаетъ иной характеръ. Еще недавно написалъ онъ комедію
"Двѣнадцатая ночь", гдѣ такъ много искренняго, веселаго и безпечнаго смѣха и, почти непосредственно
вслѣдъ за ней онъ пишетъ "Юлія Цезаря", въ которомъ ни одно изъ дѣйствующихъ лицъ не смѣетъ даже
на мгновеніе улыбнуться и "Гамлета", гдѣ смѣется лишь самъ Гамлетъ, но такъ смѣется, что не знаешь,
чему больше ужасаться,-- его смѣху или его безумнымъ рыданіямъ.
"Юлій Цезарь" и "Гамлетъ", такъ мало по сюжету и внѣшней обстановкѣ другъ на друга похожіе,
написаны на одну тему, которая выражается восклицаніемъ принца, не совсѣмъ точно, но тѣмъ не менѣе
очень удачно переданнымъ русскимъ переводчикомъ въ извѣстныхъ словахъ: "пала связь временъ, зачѣмъ
Стр.1