Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Хождение Богородицы по мукам. Статья (80,00 руб.)

0   0
Первый авторКириллин Владимир Михайлович
Издательство[Б.и.]
Страниц4
ID1015
АннотацияОдним из самых популярных в древнерусской письменности переводных изобразительных апокрифов на тему жизни после смерти было «Хождение Богородицы по мукам». Анализу данного памятника культуры посвящена статья доктора филологических наук професора В.М. Кириллина.
Кому рекомендованоДля историков, филологов и всех, интересующихся русской средневековой культурой.
Кириллин, В.М. Хождение Богородицы по мукам. Статья / В.М. Кириллин .— : [Б.и.], 2008 .— 4 с. — URL: https://rucont.ru/efd/1015 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» Кириллин В. М., доктор филол. наук, профессор «Хождение Богородицы по мукам» Если произведения на исторические и житийно-биографические темы достаточно легко и органично составляют в древнерусской литературе два больших массива, то тематическая группировка прочих памятников менее отчетлива. <...> Пожалуй, можно выделить третий, тоже очень большой массив сочинений — с преобладающей обществоведческой тематикой. <...> Сочинения этой группы крайне разнородны по темам: одни посвящены вопросам религиозно-церковным, другие — проблемам государственным, третьи — мирским и бытовым. <...> Рассмотрим сначала группу произведений на нравственно-религиозные и церковноустроительные темы. <...> Ведущим жанром в этой группе являются, конечно, поучения, или «слова», но попадаются и послания, и повести, и «хожения» и пр., что вовсе не было случайным. <...> Одним из самых популярных в древнерусской письменности переводных изобразительных апокрифов на тему жизни после смерти было «Хождение Богородицы по мукам». <...> Во всяком случае, древнейший список апокрифа датируется ХII в. <...> Вот его содержание как памятника, живописавшего виды наказаний за грехи. <...> Будучи на горе Елеонской, Богоматерь в молитве просит Господа, дабы архистратиг Михаил показал ей муки грешников. <...> И архангел предстает перед ней в сопровождении 400 ангелов — по 100 от востока, от запада, от полудня (юга) и от полунощи (севера). <...> Богоматерь изъявляет желание узнать, «колико есть мук, идеже мучится род христианский». <...> По повелению Михаила полуденные ангелы отверзают ад, и она видит множество пребывающих в муках мужей и жен и слышит их «вопль мног». <...> Согласно пояснению Михаила, «сии суть, иже не вероваша во Отца и Сына и святаго Духа, но забыша Бога и вероваша, юже ны бе тварь Богь на работу сотворилъ, того они все боги прозваша: солнце и месяць, землю и воду, и звери и гади, то... камени ту устроя, Трояна, Хърса, Велеса, Перуна, но быша обратиша <...>
Хождение_Богородицы_по_мукам._Статья.pdf
Кириллин В. М., «Хождение Богородицы по мукам» Если произведения на исторические и житийно-биографические темы достаточно легко и органично составляют в древнерусской литературе два больших массива, то тематическая группировка прочих памятников менее отчетлива. Пожалуй, можно выделить третий, тоже очень большой массив сочинений — с преобладающей обществоведческой тематикой. Сочинения этой группы крайне разнородны по темам: одни посвящены вопросам религиозно-церковным, другие — проблемам государственным, третьи — мирским и бытовым. Рассмотрим сначала группу произведений на нравственно-религиозные и церковноустроительные темы. Ведущим жанром в этой группе являются, конечно, поучения, или «слова», но попадаются и послания, и повести, и «хожения» и пр., что вовсе не было случайным. Дело в том, что все семьсот лет в древнерусской литературе шла своеобразная борьба (вернее, соревнование) за наилучшие способы воздействия на читателей — между логичным рассуждением и предметным изображением, а началось все именно с красочных картин. Одним из самых популярных в древнерусской письменности переводных изобразительных апокрифов на тему жизни после смерти было «Хождение Богородицы по мукам». На греческом языке этот памятник имел название «Откровение пресвятой Богородицы». Русским читателям он стал известен очень рано. Во всяком случае, древнейший список апокрифа датируется ХII в. Вот его содержание как памятника, живописавшего виды наказаний за грехи. Будучи на горе Елеонской, Богоматерь в молитве просит Господа, дабы архистратиг Михаил показал ей муки грешников. И архангел предстает перед ней в сопровождении 400 ангелов — по 100 от востока, от запада, от полудня (юга) и от полунощи (севера). Они торжественно приветствуют друг друга. Богоматерь изъявляет желание узнать, «колико есть мук, идеже мучится род христианский». По повелению Михаила полуденные ангелы отверзают ад, и она видит множество пребывающих в муках мужей и жен и слышит их «вопль мног». Согласно пояснению Михаила, «сии суть, иже не вероваша во Отца и Сына и святаго Духа, но забыша Бога и вероваша, юже ны бе тварь Богь на работу сотворилъ, того они все боги прозваша: солнце и месяць, землю и воду, и звери и гади, то... камени ту устроя, Трояна, Хърса, Велеса, Перуна, но быша обратиша бесомъ злымъ и вероваша, и доселе мракомъ д окт о р ф и ло л. н а ук, пр оф е ссор
Стр.1