Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634417)
Контекстум
.

Литературное наследие святителя Кирилла, епископа Туровского. Статья (110,00 руб.)

0   0
Первый авторКириллин Владимир Михайлович
Издательство[Б.и.]
Страниц21
ID1005
АннотацияИмя святителя Кирилла Туровского сияет золотыми буквами на скрижалях древнерусской литературы. Некогда сочинения этого церковного писателя почитались среди русских книжников наравне с творениями святых отцов Церкви. Именно поэтому его произведения переписывали из века в век и передавали от поколения к поколению. И именно благодаря этому многое из созданного Кириллом еще в XII веке дожило до XVII столетия и стало известно затем современной историко-филологической науке.
Кому рекомендованоДля историков, филологов и всех, интересующихся русской средневековой культурой.
Кириллин, В.М. Литературное наследие святителя Кирилла, епископа Туровского. Статья / В.М. Кириллин .— : [Б.и.], 2006 .— 21 с. — URL: https://rucont.ru/efd/1005 (дата обращения: 16.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ЛИТЕРАТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ СВЯТИТЕЛЯ КИРИЛЛА, ЕПИСКОПА ТУРОВСКОГО Имя святителя Кирилла Туровского сияет золотыми буквами на скрижалях древнерусской литературы. <...> Некогда сочинения этого церковного писателя почитались среди русских книжников наравне с творениями святых отцов Церкви, некогда он был почтен славой «паче всех на Руси» как «второй златословесный вития» (после Иоанна Златоуста). <...> Происходя из «богатой» семьи, но рано осиротев, Кирилл удалился от мира в монастырь и 1 Указание многих руководств по древнерусской литературе, что в Ипатьевской летописи под 1169 г. Кирилл упоминается как епископ Турова, должно признать странным недоразумением: в означенной летописи, как и в Лаврентьевской, имя писателя не встречается. <...> «бысть мних». <...> Будучи затворником, Кирилл «много Божественная Писания изложи», то есть, вероятно, занимался библейской экзегезой. <...> Во всяком случае, «Житие» содержит характеристику литературной деятельности Кирилла: «Андрею, Боголюбскому князю, многа послания написа от евангельских и пророческих сказаний, яже суть чтомы на праздники Господския; и ина многа душеполезная словеса: яже к Богу молитвы и похвалы многым святым. <...> И ина множайша написав, Церкви предасть, и канун великий о покаянии створи к Господу по главам азбуки, яже и доныне держать верныя и русскыя люди... <...> ». Кроме того, в «Житии» упоминается полемика Кирилла с Ростовским епископом Феодором, о котором речь пойдет ниже: «Феодорца же, за укоризну тако нарицаема <…> ересь обличи и проклят его». <...> «И тако, доброчестнеи и благочестнеи пожив и добре порученое ему стадо упас», Кирилл «преставися в вечный и бесконечный живот»2. <...> Прежде всего, важное значение имеет созданный святителем цикл молитв на всю седмицу. <...> Иными словами, в течение средневековья он был популярен во всем православном славянском мире, и именно — как «творение», или «сложение» «святого отца нашего Кирилла <...>
Литературное_наследие_святителя_Кирилла,_епископа_Туровского._Статья.pdf
КИРИЛЛИН В.М. ЛИТЕРАТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ СВЯТИТЕЛЯ КИРИЛЛА, ЕПИСКОПА ТУРОВСКОГО Имя святителя Кирилла Туровского сияет золотыми буквами на скрижалях древнерусской литературы. Некогда сочинения этого церковного писателя почитались среди русских книжников наравне с творениями святых отцов Церкви, некогда он был почтен славой «паче всех на Руси» как «второй златословесный вития» (после Иоанна Златоуста). Именно поэтому его произведения переписывали из века в век и передавали от поколения к поколению. И именно благодаря этому многое из созданного Кириллом еще в XII веке дожило до XVII столетия и стало известно затем современной историкофилологической науке. Однако, к сожалению, об этом замечательном поэте-гимнографе, мыслителе и проповеднике, несмотря на его долгую пожизненную литературную славу и вопреки тому, что довольно скоро после смерти он был причтен к лику святых подвижников Церкви, известно крайне мало. Сведения о нем содержатся в посвященной ему «Службе» и в кратком житийном сказании, которое, как предполагают, было составлено на рубеже XII-XIII веков и затем попало в русский «Пролог» в качестве статьи, приуроченной ко дню его церковной памяти — 28 апреля по ст. ст. Однако первый источник в силу его жанровой природы слишком абстрактен. Так что остается довольствоваться одним только «Житием»1 . Но и последнее не щедро на фактические данные. Из «Жития» Кирилла можно узнать следующее. Местом рождения подвижника был Туров, в нем он и провел всю свою жизнь. Происходя из «богатой» семьи, но рано осиротев, Кирилл удалился от мира в монастырь и 1 Указание многих руководств по древнерусской литературе, что в Ипатьевской летописи под 1169 г. Кирилл упоминается как епископ Турова, должно признать странным недоразумением: в означенной летописи, как и в Лаврентьевской, имя писателя не встречается.
Стр.1
«бысть мних». Спустя какое-то время он стал игуменом этого монастыря, а затем «на большия подвиги желая, в столп вшед, затворися». Будучи затворником, Кирилл «много Божественная Писания изложи», то есть, вероятно, занимался библейской экзегезой. Однако, когда слава о нем распространилась, он оставил затворничество и по воле Туровского князя и горожан стал епископом Турова. В этом качестве подвижник занимался обустройством епархии, в частности, храмоздательством и много проповедовал. Повидимому, просветительные труды были его главным занятием на протяжении всей его жизни. Во всяком случае, «Житие» содержит характеристику литературной деятельности Кирилла: «Андрею, Боголюбскому князю, многа послания написа от евангельских и пророческих сказаний, яже суть чтомы на праздники Господския; и ина многа душеполезная словеса: яже к Богу молитвы и похвалы многым святым. И ина множайша написав, Церкви предасть, и канун великий о покаянии створи к Господу по главам азбуки, яже и доныне держать верныя и русскыя люди...». Кроме того, в «Житии» упоминается полемика Кирилла с Ростовским епископом Феодором, о котором речь пойдет ниже: «Феодорца же, за укоризну тако нарицаема <…> ересь обличи и проклят его». «И тако, доброчестнеи и благочестнеи пожив и добре порученое ему стадо упас», Кирилл «преставися в вечный и бесконечный живот»2 . Вот все, что сообщает о святом Туровском епископе проложное «Житие». Соотнося его данные с различными косвенными историческими фактами, исследователи относят время рождения Кирилла к 10-м годам XII века, а время его смерти к концу столетия. Архиерейское же служение писателя приходится на 50-70 годы XII века. В дополнение к сказанному уместно привести характеристику его внешности, известную по «Иконописному подлиннику»: «Подобием насед, власы с ушей, брада с Николину, но не курчевата, 2 Житие Кирилла Туровского // Никольский Н. К. Материалы для истории древнерусской духовной письменности. №№ I-XXIII. СПб.: Тип. Ак. наук, 1907. С. 62-64; Лосева О. В. Жития русских святых в составе древнерусских Прологов XII — первой трети XV веков. М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2009. С. 350354.
Стр.2