Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635212)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

О смерти Чехова

0   0
Первый авторСеменов Леонид Дмитриевич
Издательство[Б.и.]
Страниц2
ID10041
Кому рекомендованоПроза и публицистика
Семенов, Л.Д. О смерти Чехова : Очерк / Л.Д. Семенов .— : [Б.и.], 1907 .— 2 с. — Публицистика .— URL: https://rucont.ru/efd/10041 (дата обращения: 10.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Леонид Дмитриевич Семенов О СМЕРТИ ЧЕХОВА Date: 1 октября 2008 Изд: Л.Д.Семенов "Стихотворения. <...> OCR: Адаменко Виталий (adamenko77@gmail.com) ...Я не фаталист, но одно сектантское поверье возбуждает во мне мрачную уверенность: смерть убирает человека тогда, когда все, и дурное и хорошее, что могла получить от него жизнь, -- получено, мера дел его исполнена, и лицо его ясно перед Богом. <...> И еще думаю я, что абсолютной правды на земле нет и потому важно не то, о чем пишет писатель, не те истины, которые он, якобы, открывает, а его собственная личность, поскольку она велика и своеобразна. <...> И исходя из этих двух положений я думаю, что Чехов умер вовремя и должен был умереть. <...> Однажды, осеннею слякотью, проходя по Петербургской стороне, я поднял с панели бумажку, на которой малограмотный человек записал себе те книги, которые хотел взять из библиотеки. <...> Так и было записано: взять то-то, взять то-то и "третий том Чехова -- милаго человека! <...> В то время много кричали о том, что человек звучит гордо1, и из миллионов добродетельных мещан, солдат, мужиков, купцов, чиновников, попов, царей и хулиганов стремились вылепить величественный образ человека. <...> Было потрачено много стараний и много шуму, но величественный образ не вытанцовывался и роковым образом, через силу, гордость, своеволие и сверхпереживания, впадал в величественную пошлость, желающую плевать на весь свет и плюющую на собственное самодовольное чрево. <...> Человека обряжали в плащ индивидуализма, надевали хитон христианина, совали ему в руки красный флаг товарища, пускали голяком анархистом по оголенной земле, и он, одетый и голый равно, упорно оказывался если не зверь зверем, то свинья свиньей. <...> По-прежнему, рождаясь, человек становился в тягость себе и другим и аккуратно увеличивал собою ряды или плохих людей, от которых жить скверно, или очень хороших, принципиальных, с которыми жить трудновато. <...> Долго я думал над тем, каким должен быть <...>
О_смерти_Чехова.pdf
Леонид Дмитриевич Семенов О СМЕРТИ ЧЕХОВА Date: 1 октября 2008 Изд: Л.Д.Семенов "Стихотворения. Проза". Серия "Литературные памятники", М., "Наука", 2007. OCR: Адаменко Виталий (adamenko77@gmail.com) ...Я не фаталист, но одно сектантское поверье возбуждает во мне мрачную уверенность: смерть убирает человека тогда, когда все, и дурное и хорошее, что могла получить от него жизнь, -- получено, мера дел его исполнена, и лицо его ясно перед Богом. И еще думаю я, что абсолютной правды на земле нет и потому важно не то, о чем пишет писатель, не те истины, которые он, якобы, открывает, а его собственная личность, поскольку она велика и своеобразна. И исходя из этих двух положений я думаю, что Чехов умер вовремя и должен был умереть. Однажды, осеннею слякотью, проходя по Петербургской стороне, я поднял с панели бумажку, на которой малограмотный человек записал себе те книги, которые хотел взять из библиотеки. Так и было записано: взять то-то, взять то-то и "третий том Чехова -- милаго человека!" В то время много кричали о том, что человек звучит гордо1, и из миллионов добродетельных мещан, солдат, мужиков, купцов, чиновников, попов, царей и хулиганов стремились вылепить величественный образ человека. Было потрачено много стараний и много шуму, но величественный образ не вытанцовывался и роковым образом, через силу, гордость, своеволие и сверхпереживания, впадал в величественную пошлость, желающую плевать на весь свет и плюющую на собственное самодовольное чрево. Человека обряжали в плащ индивидуализма, надевали хитон христианина, совали ему в руки красный флаг товарища, пускали голяком анархистом по оголенной земле, и он, одетый и голый равно, упорно оказывался если не зверь зверем, то свинья свиньей. По-прежнему, рождаясь, человек становился в тягость себе и другим и аккуратно увеличивал собою ряды или плохих людей, от которых жить скверно, или очень хороших, принципиальных, с которыми жить трудновато. Долго я думал над тем, каким должен быть, наконец, человек, чтобы от его личности не торчали во все стороны острые углы прямо в ребра его ближним. И только найдя эту бумажку, в которой какой-то наивный брат мой от всего немудрого сердца воскликнул по адресу Чехова "милый!", -- я кое-что уразумел и нарисовал, наконец, себе настоящего Человека. Это не величественный образ и это слава Богу, ибо от величий всех сортов на свет смотреть стало тошно. Но это Человек, при жизни которого у всех возбуждается желание войти с ним в общение, а после смерти является потребность тихо и вдумчиво говорить о нем, неуловимыми сближениями перенося из его личности в свою нечто драгоценное. Таким человеком был Чехов. Я не успел узнать его лично, выйдя на литературную дорогу чуть ли не в год его смерти2, но я знаю его лучше многих, из тех, что намозолили мне глаза и душу. Знаю, ибо всякий знавший Чехова при воспоминании о нем становится ласков, задумчиво грустен, интересен и много говорит о нем, торопясь высказать что-то особенное, чему на человеческом языке и названия нет; а все, не знавшие его, спрашивают о нем и, слушая, становятся тише, мягче и как будто лучше. Обаяние Чехова и должно быть исключительным и носить особый милый характер, ибо в нем соединились все лучшие, милые черты человеческого духа. Был он тонко и остро умен, имел взгляд беспредельно широкий и, не наваливаясь всей тяжестью, как иной слон мысли человеческой, в одну точку, легко проходил мыслью по всем изгибам жизни, в ее радости, горе, поэзии, скуке, глупости, трагичности, сложности и простоте. Был он добр и не сантиментален, ибо никого не ненавидел, но никого и не облюбовывал свыше меры. Был нежен и не слащав, с ласковой иронией относясь ко всему, что трогает красотой и возбуждает жалость своей слабостью и недолговечностью, как все на земле. Был он культурен во всех мелочах и просто
Стр.1