"Душевно ваш В. Ропшин..."
(Переписка Бориса Савинкова с Максимилианом Волошиным)
Максимилиан Волошин. Избранное. Стихотворения. Воспоминания. Переписка.
Минск, "Мастацкая лiтаратура", 1993
Составление, подготовка текста, вступительная статья и комментарии Захара Давыдова и
Владимира Купченко
OCR Бычков М. Н.
Приехав из Парижа в Дорнах в середине января 1916 года, Максимилиан Волошин поселился на
квартире Константина Бальмонта в Пасси. По-видимому, Бальмонт и познакомил Волошина с Борисом
Савинковым.
Волошин же познакомил Савинкова с художницей Воробьевой-Стебельской, известной в
"Ротонде" под именем Маревны. По ее воспоминаниям поэт однажды сказал: "Маревна, я хочу
представить тебе легендарного героя... Этот человек - олицетворение всяческой красоты: ты страстно его
полюбишь". Сначала Савинков и Маревне "совсем не понравился", но все же, замечает она, "его манеры и
стиль разговора" произвели на нее впечатление. "Я снова увидела его затем в "Ротонде" и в кафе
"Куполь", несколько раз - в его собственной квартире и 3-4 раза - в моей студии, где он читал куски из
романа "Конь блед". Маревна считает, что Савинков, будучи "самых крайних политических взглядов, был
весьма консервативен в отношении эстетики". Однако он оценил авангардистские скульптуры Осипа
Цадкина, заявив лишь, что "сам художник менее интересен, чем его творчество". "Он буффон, ваш
Цадкин. Почему он строит клоуна?" (Marevna Vorobiov. Life in two worlds. London - New-York - Toronto,
1962. C. 138).
С 12 июля по 9 октября 1915 г. Волошин живет в Биаррице - и Савинков пишет ему туда (из
Парижа и Ниццы). Упоминания о "разочарованном террористе" мы находим и в некоторых письмах к
Волошину этого периода. В письме без даты Маревна сообщала: "Позавчера были у Б. В. до 4 ч. ночи.
Ничего не было - было скучно. Под конец говорили о Боге". 20 сентября она пишет: "Когда вчера мы
говорили с Б. В. о Лермонтове) и о тебе, то он тоже высказал <...>, что у тебя есть эта напевность стиха,
как и у Л<ермонтова>".
7 апреля (25.III ст. стиля) 1916 г. Волошин выехал в Россию. Там он снова и снова вспоминает
"Гамлета революции"... "Привет Бор<ису> Вик<торовичу>" он передает, в письме к М. С. Цетлин, 21
ноября 1916 г.; 30 ноября сожалеет (в письме к ней же), что никак не соберется написать Д. Ривере,
Эренбургу и Савинкову: "как мало времени в жизни и как много любимых и прекрасных людей!"
Волошин радуется возвращению Савинкова в Россию после Февральской революции (письмо к М. О.
Цетлину от 10 мая 1917 г.). А когда недавний эмигрант назначен управляющим Военным министерством
(вступил в должность 27 июля 1917 г.), то просто ликует. 7 августа поэт пишет А. М. Петровой: "Наши
внешние дела меня стали меньше волновать, вероятно, благодаря составу нового правительства, в которое
вошли люди, которых я знаю так близко и которым верю: Авксентьев, Савинков... Особенно последний. В
нем есть все данные созидающей государственной воли. Я писал ему на днях: "Ваша судьба глубоко
волнует меня. В революциях меня всегда пленяла сказочность неожиданных превращений: человеческих
взлетов и падений. Только они выявляют на мгновение скрытые лики руководящих сил. Вся остальная
обыденность революции, ил и муть растревоженных душ и вожделений, только естественный
физиологический процесс, простой, как разложение трупа. Не прошло еще двадцати месяцев, как Вы,
собираясь идти волонтером во Франции, говорили мне, что к концу войны будете квартирмейстером от
кавалерии и не помиритесь на меньшем. И вот Вы во главе русского военного министерства! Это
головокружительно и логично: конечно, не обыденной, но "звездной" логикой планет, руководящих
ходом истории и судьбами отдельных избранных. Человеку даны две творческих силы: по отношению к
будущему - Вера (обличение вещей невидимых), по отношению к настоящему - Разум (критицизм,
скептицизм). Их субъективная окраска - энтузиазм и презрение. Силы эти противоположны и полярны, и
соединение их в одном лице рождает взрыв, молнию - действие. Но обычно их стараются обезопасить,
соединить в устойчивой химической комбинации в виде полит (ической) теории или партийной
программы: целлулоид, приготовляемый из нитроглицерина! Отсюда ненависть к "идеологиям",
отличающая носителей молний, создававших великие государственные сплавы - Цезарей и Наполеонов.
Стр.1