Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.
  Расширенный поиск

Издательский дом Московского физического общества

← назад
Результаты поиска

Нашлось результатов: 20

Свободный доступ
Ограниченный доступ
1

Изучение зонной пластинки на интерактивном занятии

Рассмотрена методика подготовки и проведения интерактивного занятия по экспериментальному изучению синусоидальной зонной пластинки. Предлагаемые учебные опыты найдут применение также в лекционных демонстрациях и лабораторных работах физического практикума.

2

Использование экспериментальной голографии при подготовке учителей физики

Рассмотрены вопросы преподавания основ голографии в курсе общей физики. Приведены принципы построения спецкурса «Голография и ее применение». Даны примеры выпускных квалификационных работ голографической тематики.

3

Исследование распределения магнитного поля в многослойном соленоиде конечной длины

В статье представлена теория магнитного поля многослойного соленоида конечной длины с произвольным числом витков. Описана методика экспериментального и теоретического изучения распределения магнитного поля соленоида при проведении лабораторного практикума в курсе физики для студентов инженерно$технических специальностей. Приведены результаты измерений, а также результаты теоретического расчета индукции магнитного поля внутри соленоида по специально разработанной программе.

4

Использование продукта StatSoft Statistica для верификации и идентификации параметров моделей в лабораторном практикуме по физике

На ключевых примерах от механики до физической оптики представлена методика обработки результатов учебных физических экспериментов при помощи опций линейной и нелинейной регрессии продукта Statistica. Использование его экономит временной ресурс лабораторной работы и качественно изменяет ее планирование, а также процесс обработки и осмысления полученных результатов. У студентов младших курсов при экспериментальном изучении физических законов формируются умения мыслить и действовать, руководствуясь понятиями математического моделирования. Одновременно формируется и развивается критическое мышление, умение уверенно, с помощью цифр аргументировать выводы и заключения, ясно и убедительно их представлять с использованием всего арсенала средств, что немаловажно для развития компетенции презентации и самопрезентации. Ключевые слова: физическая модель, обработка

5

Изучение движения материальной точки в центральном поле с использованием лабораторных работ, моделирующих физические процессы на компьютере

Центральное взаимодействие является одновременно одним из базовых вопросов курса общей физики и одним из самых трудных для изучения. Поэтому поиск новых подходов к изучению этого вопроса продолжает вызывать интерес у преподавателей. В данной работе рассмотрено развитие методики преподавания вопросов центрального взаимодействия с использованием современных возможностей моделирования физических процессов на компьютере.

6

Из опыта адаптации студентов младших курсов в образовательную среду технического университета на примере изучения курса физики

В статье рассматриваются особенности и практические рекомендации по организации адаптации студентов младших курсов в образовательную среду на основе опыта преподавания курса физики в техническом университете.

7

Использование экспериментальных задач в преподавании физики

Автор: Пальчиков Е.И.

Описывается оригинальная методика обучения физике с использованием показа загадочного физического эксперимента и предложения объяснить его. Для решения задачи необходимо провести миниатюрное научное исследование, повторить эксперимент, предложить теоретическую модель явления и понятно изложить результат исследования на бумаге. Экспериментальные задачи используются более 30 лет в потоковом курсе лекций для физического факультета НГУ «Введение в технику физического эксперимента».

8

Изучение механики неравномерного движения с помощью виртуального трибометра

Автор: Кудря А.П.

В статье рассматриваются дидактические особенности изучения механики неравномерного движения в присутствии трения с помощью виртуального трибометра. Показаны преимущества виртуального трибометра над лабораторным в лекционных, практических и лабораторных занятиях.

9

Использование планшетных компьютеров в преподавании курса физики

Автор: Быкова Н.Т.

В настоящее время в связи с широким распространением компьютеров предпринимаются усилия, направленные на совершенствование методики преподавания физики с целью улучшения качества обучения студентов. В статье описан опыт использования планшетных компьютеров в при обучении курсу общей физики. Обсуждаются проблемы технической модернизации образования в БГАРФ (Россия) и в университете McMurry (США).

10

Интерференция света как задача оптики в обучении

Автор: Купавцев А.В.

Явление интерференции света занимает особое место в физической науке и обучении физике. Образовательное значение этого явления исследовано недостаточно. Для формирования базовых компетенций по оптике необходимо обсудить не только физические условия воспроизведения различных явлений интерференции, но интерференцию света, как учебную задачу оптики.

11

Изучение оптической пирометрии: методика и эксперимент

Автор: Фетисов И.Н.

В статье рассматривается методика измерения температуры умеренно нагретых тел с помощью оптического пирометра. Выведены формулы для введения поправок в результаты измерений. Дано описание экспериментальной установки для проверки предлагаемой методики. Представлен анализ результатов измерений температуры различных тел, полученных с помощью пирометра и термопары.

12

Изучение магнитной цепи в физпрактикуме

Автор: Фетисов И.Н.

Рассматривается теория магнитной цепи, состоящей из железного магнитопровода с двумя воздушными зазорами. Приведены описание лабораторной установки, результаты выполнения лабораторного опыта и их обсуждение.

13

Использование наглядноструктурного пошагового алгоритма решения стандартных физических задач в целях повышения эффективности самостоятельной работы студентов технических вузов

Автор: Минабудинова С.А.

Разработан наглядно&структурный пошаговый алгоритм решения стандартных физических задач. Алгоритм выполнен в виде блок&схемы и представляет собой последовательность операций с возможностью анализа необходимости той или иной операции в зависимости от условия конкретной задачи. Отмечается, что использование алгоритма в ходе самостоятельной работы студентов дает положительный результат.

14

Измерительные свойства вариантов олимпиады «Росатом» по физике для выпускников общеобразовательных школ

Автор: Белобородов В.Н.

В статье проведен анализ результатов выполнения заданий вариантов заключительного тура Отраслевой физико$математической олимпиады школьников «Росатом» по физике, который состоялся в НИЯУ МИФИ 24 февраля 2013 года. Рассмотрены измерительные свойства использованных вариантов: параллельность, ошибка результатов. В рамках современной теории тестирования исследовано соответствие уровня трудности заданий вариантов уровню подготовки участников. Установлено, что использованные варианты соответствуют уровню подготовки участников олимпиады. Использованная система оценивания позволила правильно ранжировать результаты участников, выделить призеров и победителей олимпиады.

15

Использование метода проектов в физпрактикуме для бакалавров инженерных специальностей

Автор: Березина О.Я.

Обсуждается методика применения метода проектов при организации работы физического практикума для бакалавриата инженерных направлений подготовки. В статье приводятся примеры реализации активных форм обучения на занятиях физического практикума, что позволяет развивать индивидуальные качества студентов, изучать физику в полном объеме при ограниченном числе часов.

16

Изучение связанных колебаний в физическом практикуме по механике

Автор: Корнев К.П.

Авторами дается описание лабораторного эксперимента, позволяющего исследовать связанные механические колебания, используя визуализацию в виртуальных технологиях.

17

Интеграция содержания образования на предметной основе проблематики современных наукоемких технологий при подготовке педагогических кадров по физике

Автор: Остроумова Ю.С.

Обосновывается необходимость и раскрывается сущность интеграции содержания образования при подготовке педагогических кадров по физике. Показаны возможности реализации интеграции содержания образования на предметной основе проблематики современных наукоемких технологий.

18

Индивидуализация образовательных маршрутов студентов при подготовке физиков и педагоговфизиков на уровне бакалавриата

Автор: Исаев Д.А.

Описывается предметная подготовка по физике бакалавров по направлениям «Педагогическое образование» и «Физика», которая осуществляется на факультете физики и информационных технологий МПГУ таким образом, что студенты каждого из направлений имеют возможность выстраивать собственный образовательный маршрут вплоть до изменения направления образования с педагогического на научное или наоборот. Гибкость образовательных маршрутов, определяемая современными нормативными документами, имеет на факультете свою достаточно длительную историю и традиции. Ключевые слова: блочный

19

Исследовательский эксперимент по волновой оптике в уровневой подготовке преподавателей физики

Автор: Рогожникова О.А.

Рассмотрены актуальные аспекты формирования исследовательской компетентности бакалавра$магистра педагогического (физического) образования. Описан разработанный исследовательский эксперимент (лабораторный практикум), базирующийся на современных достижениях физической оптики.

20

Исторический аспект преподавания физики в высшей школе: понятие плотности состояний в оптике, квантовой физике и физике твердого тела

Автор: Гапоненко С.В.

Рассматривается исторический аспект возникновения и развития понятия плотности состояний. Показывается важность этого понятия в квантовой физике, оптике и физике твердого тела, его универсальный, междисциплинарный характер, роль в современной физике. Подчеркиваются некоторые проблемные аспекты, разрешение которых важно для понимания студентами взаимодействия поля и вещества.