УДК 373.1
ББК 60я721
К93
Рецензенты:
канд. экон. наук, руководитель управления дополнительного
профессионального образования
Московского университета имени С. Ю. Витте
О. В. Ухалина;
Московского городского педагогического университета
И. А. Нидерман;
канд. пед. наук, доцент, зам. зав. кафедрой методики
преподавания истории, обществознания и права
канд. пед. наук, доцент, директор Центра гражданского образования
Т. В. Болотина
Под общей редакцией И. Б. Орлова
К93
Курс школьного обществознания в эпоху цифровизации: содержание, технологии,
приемы : учебно-методическое пособие / И. Б. Орлов, Е. К. Калуцкая, И. А. Лобанов,
О. А. Французова ; под ред. И. Б. Орлова ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики».
— 2-е изд., эл. — 1 файл pdf : 386 с. — Москва : Изд. дом Высшей школы экономики,
2023. — Систем. требования: Adobe Reader XI либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10". —
Текст : электронный.
ISBN 978-5-7598-2481-7
В учебно-методическом пособии рассматриваются различные аспекты, связанные с обновлением
современного обществоведческого курса и применением современных образовательных технологий
и приемов. Авторы предлагают материалы для создания сценариев уроков по обществознанию в основной
и старшей школе. Методические рекомендации включают темы по политике, праву, глобализации,
финансовой грамотности и медиа в современном обществе.
Пособие предназначено для проведения общих и специальных курсов по программам бакалавриата,
магистратуры и дополнительного обучения учителей обществознания. Оно будет полезно
преподавателям обществознания, студентам бакалавриата педагогических вузов, магистрантам, обучающимся
на соответствующих факультетах, методистам.
УДК 373.1
ББК 60я721
Электронное издание на основе печатного издания: Курс школьного обществознания в эпоху цифровизации:
содержание, технологии, приемы : учебно-методическое пособие / И. Б. Орлов, Е. К. Калуцкая,
И. А. Лобанов, О. А. Французова ; под ред. И. Б. Орлова ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа
экономики». — Москва : Изд. дом Высшей школы экономики, 2022. — 384 с. — ISBN 978-5-7598-2545-6.
— Текст : непосредственный.
В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных техническими средствами
защиты авторских прав, правообладатель вправе требовать от нарушителя возмещения убытков или
выплаты компенсации.
ISBN 978-5-7598-2481-7
© Орлов И. Б., Калуцкая Е. К., Лобанов И. А.,
Французова О. А., 2022
Стр.3
Оглавление
О курсе «Обществознание» в современной школе ............................5
Глава 1. Обновление содержания и методики
обществоведческого курса
в условиях цифровизации .....................................................11
1.1. Практикоориентированность:
возможности обществоведческого курса............................11
1.2. Достижение метапредметных результатов
средствами обществоведческого курса ...............................27
1.3. Финансовая грамотность в учебном курсе
«Обществознание» (основная и старшая школа) ..............54
1.4. Использование цифровых медиаресурсов
на уроке обществознания
(на примере изучения раздела «Политика») .......................75
1.5. Изучение Конституции на уроках обществознания ..........89
1.6. Специфика изучения раздела «Право»
в курсе «Обществознание» .................................................. 111
1.7. Антикоррупционное просвещение
на уроках обществознания .................................................. 129
Глава 2. Современный урок обществознания:
от замысла к реализации ..................................................... 146
2.1. Проектирование и анализ современного
урока обществознания .......................................................... 146
2.2. Этапы урока обществознания ............................................. 160
2.3. Технологическое обеспечение и формы
современных уроков обществознания.............................. 181
3
Стр.4
Оглавление
2.4. Кейс-технология на уроках обществознания ................. 204
2.5. Современные оценочные процедуры
и их место в школьном обществознании ......................... 223
2.6. Каким должен быть современный учебник
по обществознанию ............................................................... 247
2.7. Цифровая дидактика
и современное обществознание ......................................... 259
Заключение ............................................................................................. 271
Приложения ........................................................................................... 273
Приложение 1. Дидактические материалы
(методический конструктор) для организации
уроков обществознания в основной
и старшей школе ..................................................................... 273
Приложение 2. Концепция преподавания учебного предмета
«Обществознание» в образовательных организациях
Российской Федерации, реализующих
основные общеобразовательные программы ................. 344
Приложение 3. Система (рамка) финансовой компетентности
для учащихся школьного возраста, разработанная
в рамках совместного проекта Минфина России
и Всемирного банка «Содействие повышению
уровня финансовой грамотности населения
и развитию финансового образования
в Российской Федерации» .................................................... 361
Список полезных интернет-ресурсов
для уроков обществознания ............................................................... 375
Список литературы .............................................................................. 379
4
Стр.5