УДК 373.167.1:5+5(075.3)
ББК 20я72
Ф76
Ф76
Фомина, Вера Васильевна.
Исследуем и изобретаем. Идеи для учителя / В. В. Фомина, Е. Ф. Соколова. — 2-е изд.,
эл. — 1 файл pdf : 118 с. — Москва : ДМК Пресс, 2023. — Систем. требования: Adobe Reader
XI либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10". — Текст : электронный.
ISBN 978-5-89818-562-6
Книга представляет собой методическое пособие для учителей по внеурочной деятельности «Окружающий
мир».
На занятиях курса «Исследуем и изобретаем» первоклассники побывают в ролях изобретателя,
зоолога, метеоролога, закройщика, инженера, строителя, мультипликатора и многих других.
В курсе в полной мере реализуется подход в обучении, направленный на формирование единого
взгляда на мир, достижения метапредметных результатов, овладение естественно-научной методологией
познания мира.
Курс основан на организации исследовательской деятельности учащихся, технологии наблюдения,
измерения, анализа, визуализации данных. Важнейшее содержание курса — это освоение учащимися
моделей деятельности, приводящих к знанию и умению применять полученные знания в жизни. В основу
легла программа DASH, разработанная в Гавайском университете, по которой 20 лет успешно
работают многие школы планеты.
Издание предназначено для учителей первых классов начальной школы.
УДК 373.167.1:5+5(075.3)
ББК 20я72
Электронное издание на основе печатного издания: Исследуем и изобретаем. Идеи для учителя / В. В. Фомина,
Е. Ф. Соколова. — Москва : ДМК Пресс, 2016. — 118 с. — ISBN 978-5-97060-187-7. — Текст : непосредственный.
Все права защищены. Любая часть этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме
и какими бы то ни было средствами без письменного разрешения владельцев авторских прав.
Материал, изложенный в данной книге, многократно проверен. Но поскольку вероятность технических ошибок
все равно существует, издательство не может гарантировать абсолютную точность и правильность приводимых
сведений. В связи с этим издательство не несет ответственности за возможные ошибки, связанные с использованием
книги.
В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных техническими средствами защиты авторских прав,
правообладатель вправе требовать от нарушителя возмещения убытков или выплаты компенсации.
ISBN 978-5-89818-562-6
© Фомина В. В., Соколова Е. Ф., 2016
© Оформление, издание, ДМК Пресс, 2016
Стр.3
Оглавление
Курс «Исследуем и изобретаем» 1 класс ............................................................................................... 4
Вступление ............................................................................................................................................................ 6
Учебный календарь .......................................................................................................................................... 7
Заводим друзей .................................................................................................................................................11
Что я умею делать сам и чему хочу научиться ................................................................................13
Карта понятия «Погода». Знаки для погоды ....................................................................................16
Тайны мыльных пузырей. Коробка изобретателя ........................................................................19
Конструируем ветроуказатель. Знаки для силы ветра ..............................................................22
Снимаем мультфильм «Как можно увидеть ветер?» ..................................................................25
Строение растений. Сушка растений ....................................................................................................28
Делаем дождевики ..........................................................................................................................................31
Наблюдение за дождем .................................................................................................................................33
Живое и неживое..............................................................................................................................................35
Животные и растения ...................................................................................................................................39
Термометр. Измерение температуры ...................................................................................................43
Наблюдение за снегом ..................................................................................................................................46
Мы растем ............................................................................................................................................................49
Зубы. Как мы жуем. Уход за зубами ......................................................................................................54
Классный питомец ..........................................................................................................................................60
Строение и передвижение букашек (2–3 урока) ............................................................................63
Метаморфоз насекомых ..............................................................................................................................68
Строение семени фасоли. Проращивание фасоли .........................................................................71
Жизненный цикл фасоли ............................................................................................................................77
Восход и заход солнца. Север, запад, юг, восток ..............................................................................80
Наблюдения за луной. Делаем модель лунных часов .................................................................84
Проектируем и конструируем часы ......................................................................................................90
Микробы. Моем руки......................................................................................................................................94
Виды пищевых продуктов ..........................................................................................................................99
Школьное меню .............................................................................................................................................102
Разложение .......................................................................................................................................................104
Делаем рулетку...............................................................................................................................................108
Строим дома из картона ............................................................................................................................110
3
Стр.4