УДК 376.1.02-056.3(082)
ББК 74.59.002.4я43
Л53
Л53
Лечебная педагогика: базовые подходы и практические рекомендации
/ сост. И. С. Константинова, М. С. Дименштейн. — 3-е изд., эл. —
Москва : Теревинф, 2024. — 1 файл pdf : 598 с. — Систем. требования:
Adobe Reader XI либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10". — Текст :
электронный.
ISBN 978-5-4212-0703-0
В книге собраны и систематизированы ранее опубликованные и новые
методические материалы Центра лечебной педагогики «Особое детство» о
занятиях с детьми с расстройствами аутистического спектра, ЗПР различного
генеза, множественными нарушениями, включающими нарушения зрения
или слуха, генетическими синдромами и другими проблемами развития.
В сборнике представлены современные подходы к работе по развитию эмоционально-волевой,
сенсомоторной и познавательной сфер ребенка, по интеграции
особого ребенка в обществе, поддержке его семьи.
Предложенные рекомендации позволят читателю расширить представления
о возможностях, которые дают скоординированные усилия команды
специалистов в работе с различными проблемами развития. Практикующие
специалисты смогут повысить свои компетенции, пополнить арсенал педагогических
приемов, больше узнать о деятельности коллег, избравших для
себя лечебно-педагогический подход.
Книга адресована педагогам, психологам, логопедам, социальным работникам
и другим специалистам, а также студентам, тьюторам, родителям и
всем, кто соприкасается со сферой помощи особым детям.
УДК 376.1.02-056.3(082)
ББК 74.59.002.4я43
Электронное издание на основе печатного издания: Лечебная педагогика: базовые
подходы и практические рекомендации / сост. И. С. Константинова, М. С. Дименштейн.
— Москва : Теревинф, 2024. — 592 с. — ISBN 978-5-4212-0627-9. — Текст :
непосредственный.
В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных
техническими средствами защиты авторских прав, правообладатель вправе требовать
от нарушителя возмещения убытков или выплаты компенсации.
ISBN 978-5-4212-0703-0
© Авторский коллектив, тексты, 2020
© Теревинф, сост., оформл., 2020
Стр.3
Содержание
Предисловие научного редактора ..................................... 7
Диагностика .......................................................................... 17
И. Ю. Захарова
Лечебно-педагогическая диагностика детей
с нарушениями эмоционально-волевой сферы ............. 19
И. В. Верещага, И. В. Моисеева, А. М. Пайкова
Психолого-педагогическая диагностика детей
с ТМНР, включающими нарушения зрения
и слуха: от диагноза к функциональным
возможностям ребенка ..................................................... 73
Развитие ребенка в игре ....................................................... 97
М. В. Яремчук
Игровые занятия в системе помощи детям
с особенностями развития ................................................99
Ю. Г. Зарубина, И. С. Константинова,
Т. А. Бондарь, М. Г. Попова
Адаптация ребенка в группе и развитие общения
на игровом занятии КРУГ .................................................125
Т. Б. Будильцева
Использование фольклорных
тактильно-ритмических игр и хороводов
в работе с детьми с ТМНР................................................ 164
Эмоциональное и познавательное развитие ребенка
на музыкальных занятиях .................................................. 195
И. С. Константинова
Музыкальные занятия как средство психологопедагогической
помощи детям с нарушениями
развития .............................................................................197
— 3 —
Стр.4
С. А. Хатуцкая
Музыкальные занятия при нарушении
общения у детей .............................................................. 208
А. Л. Битова, Ю. В. Липес
Специальные занятия музыкой, ориентированные
на стимуляцию экспрессивной речи у детей
с тяжелыми нарушениями речевого развития ............. 224
А. В. Майорова
Опыт создания интегративного музыкального
ансамбля ........................................................................... 235
Познавательное и двигательное развитие ребенка ........... 241
Т. А. Бондарь, И. Ю. Захарова, И. С. Константинова,
М. А. Посицельская, А. Е. Рязанова, М. В. Яремчук
Физкультура ..................................................................... 243
Т. А. Бондарь, И. Ю. Захарова, И. С. Константинова,
М. А. Посицельская, М. В. Яремчук
Урок в группе подготовки к школе ................................ 250
А. А. Цыганок, А. Л. Виноградова (Ермолаева),
И. С. Константинова
Развитие базовых познавательных функций
с помощью адаптивно-игровых занятий ...................... 274
Е. Ю. Климонтович
Формирование речи в процессе индивидуальных
логопедических занятий ................................................. 328
Развитие предметно-практической деятельности
и арттерапия ....................................................................... 361
Л. В. Шаргородская
Формирование и развитие предметно-практической
деятельности на индивидуальных занятиях ................ 363
Т. Е. Лаврентьева, О. В. Караневская
Обучение основам ремесла и развитие общения
на занятиях в керамической мастерской ......................406
— 4 —
Стр.5
М. В. Водинская, М. С. Шапиро
Развитие творческих способностей ребенка
на занятиях изобразительной деятельностью ............. 449
Работа с семьей особого ребенка ....................................... 483
Е. В. Моржина
Формирование навыков самообслуживания
на занятиях и дома........................................................... 485
Е. В. Клочкова
Интегративный лагерь для детей с двигательными
нарушениями ................................................................... 508
Т. А. Бондарь, И. Ю. Захарова, И. С. Константинова,
М. А. Посицельская, М. В. Яремчук
Помощь семье................................................................... 550
Интеграция и социализация ............................................... 559
Е. С. Домбровская
Интегративная группа «детский сад» ........................... 561
И. Ю. Захарова, Е. В. Моржина
Последовательное введение ребенка с расстройством
аутистического спектра в группу сверстников
и в интегративную группу «детский сад» .................... 575
А. А. Легостаева
Дневная занятость и предпрофессиональная подготовка
для молодых людей (18+) с множественными
нарушениями развития «Рабочий полдень» ................ 581
— 5 —
Стр.6