Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 638907)
Контекстум
Электро-2024

Объясняя науку. Руководство для авторов научно-популярных текстов (1500,00 руб.)

0   0
Первый авторИванов
ИздательствоМ.: Альпина нон-фикшн
Страниц249
ID796889
АннотацияПопуляризация науки и расцвет научных коммуникаций — яркая тенденция последних лет в культурной жизни на русскоязычном пространстве. Но как писать грамотный научпоп? Необходимо ли для этого быть ученым? Правомерно ли сравнивать популяризатора с переводчиком с «птичьего научного языка» на общепонятный? Почему новость может оказаться некорректной, даже если она не содержит ни одной фактической ошибки? Как избавиться от заумных формулировок и писать, обращаясь сразу к нескольким читательским аудиториям? Игорь Иванов, физик-теоретик и активный популяризатор физики, на протяжении 20 лет совмещавший научные исследования с работой над научно-популярными материалами, описывает в этой книге свое ви?дение темы. Не ограничиваясь общими рекомендациями, он подробно, с многочисленными примерами рассказывает, на что ориентироваться при написании научно-популярной новости, как выстраивать текст, как подбирать формулировки, как работать с источниками и с собственным текстом, как и зачем «сопровождать» новость после ее публикации.
ISBN978-5-00139-338-2
УДК1.8
ББК72
Иванов, И. Объясняя науку. Руководство для авторов научно-популярных текстов / И. Иванов .— Москва : Альпина нон-фикшн, 2021 .— 249 с. — ISBN 978-5-00139-338-2 .— URL: https://rucont.ru/efd/796889 (дата обращения: 14.06.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Объясняя_науку._Руководство_для_авторов_научно-популярных_текстов.pdf
УДК 001.8 ББК 72 И20 Научный редактор Борис Штерн Редактор Елена Аверина И20 Иванов И. Объясняя науку: Руководство для авторов научнопопулярных текстов / Игорь Иванов. — М.: Альпина нонфикшн, 2021. — 242 с. ISBN 978-5-00139-338-2 Популяризация науки и расцвет научных коммуникаций — яркая тенденция последних лет в культурной жизни на русскоязычном пространстве. Но как писать грамотный научпоп? Необходимо ли для этого быть ученым? Правомерно ли сравнивать популяризатора с переводчиком с «птичьего научного языка» на общепонятный? Почему новость может оказаться некорректной, даже если она не содержит ни одной фактической ошибки? Как избавиться от заумных формулировок и писать, обращаясь сразу к нескольким читательским аудиториям? Игорь Иванов, физик-теоретик и активный популяризатор физики, на протяжении 20 лет совмещавший научные исследования с работой над научно-популярными материалами, описывает в этой книге свое ви́ дение темы. Не ограничиваясь общими рекомендациями, он подробно, с многочисленными примерами рассказывает, на что ориентироваться при написании научно-популярной новости, как выстраивать текст, как подбирать формулировки, как работать с источниками и с собственным текстом, как и зачем «сопровождать» новость после ее публикации. УДК 001.8 ББК 72 Все права защищены. Никакая часть этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети интернет и в корпоративных сетях, а также запись в память ЭВМ для частного или пуб личного использования, без письменного разрешения владельца авторских прав. По вопросу организации доступа к электронной библиотеке издательства обращайтесь по адресу mylib@alpina.ru ISBN 978-5-00139-338-2 © Иванов И., 2021 © ООО «Альпина нон-фикшн», 2021
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ .....................................................................................9 ДЛЯ КОГО ЭТА КНИГА .......................................................................13 Пара слов об авторе… ................................................................16 …и о книге.....................................................................................18 ПРЕДМЕТ ОБСУЖДЕНИЯ .................................................................21 Что называть научно-популярной новостью ................21 Суть научного знания ............................................................. 24 Во избежание недоразумений.............................................26 ЛЕСТНИЦА УРОВНЕЙ ПОНИМАНИЯ .......................................... 29 Ступенька 1: что тут, собственно, утверждается ......... 29 Ступеньки 2 и 3: цепочка аргументов .............................. 32 Исследовательский уровень ................................................. 35 НАСКОЛЬКО ГЛУБОКО НАДО БЫТЬ В ТЕМЕ ............................. 39 Требования к автору ............................................................... 39 Портрет посредственной новости ..................................... 42 Новость — но для кого? ......................................................... 47 Погружение в тему и работа над текстом ...................... 49 СФЕРИЧЕСКИЙ ЧИТАТЕЛЬ В ВАКУУМЕ ..................................... 55 Новичок ........................................................................................ 55 Новичок, версия для профессионалов ............................. 57 Продвинутый школьник .......................................................60 Любознательный айтишник ...............................................62 Эксперт .........................................................................................65 Научно-популярная новость как акварель ....................67
Стр.6
СТРУКТУРА НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОЙ НОВОСТИ ...................... 75 Инфоповод и лид ...................................................................... 75 Тело новости .............................................................................. 80 Цитаты экспертов .................................................................... 82 Заголовок ..................................................................................... 84 СЕНСАЦИИ НА РОВНОМ МЕСТЕ .................................................. 89 Новость в кислотных тонах ................................................. 89 О чем писать ............................................................................... 93 Полностью неверный посыл ................................................ 95 Открыли, доказали, опровергли ........................................ 101 Потрясатели основ .................................................................. 110 ТЕХНОЛОГИЯ ОБЪЯСНЕНИЯ: СУТЬ ........................................... 117 Дьявол в деталях ...................................................................... 117 Предугадывать реакцию читателя .................................. 126 ТЕХНОЛОГИЯ ОБЪЯСНЕНИЯ: СТИЛЬ И ПРИЕМЫ ................139 Логика изложения ..................................................................139 Рефератный стиль ..................................................................143 Слова, слова… ............................................................................ 151 Осторожнее с терминами ....................................................153 Перегруз информацией и борьба за внимание читателя ..................................................................................... 161 Неформальный стиль ........................................................... 165 УПРОЩЕНИЯ И АНАЛОГИИ ......................................................... 169 Что и докуда упрощать ......................................................... 169 Аналогии .....................................................................................172 ССЫЛКИ .............................................................................................. 181 Ссылка на статью-инфоповод ........................................... 181 Научные статьи в поддержку контекста........................183 Ссылки на научно-популярные новости ...................... 186 Не злоупотребляйте Википедией .................................... 190
Стр.7
ПОСТПРОДУКЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ...........................193 Комментарии к новостям ...................................................193 Критика ...................................................................................... 196 Работа с прицелом на будущее ...........................................198 ПРИМЕРЫ .........................................................................................203 Пример разбора: новость мимо цели .............................203 Пример разбора: существенные мелочи ....................... 210 Примеры хороших новостей .............................................235 ЭПИЛОГ ...............................................................................................241
Стр.8

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Периодика по подписке
Антиплагиат система Руконтекст