Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Калмыцкий государственный университет» Министерство образования, культуры и науки Республики Калмыкия ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВ В ПОЛИЛИНГВАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ Материалы III Международной научно-практической конференции 7-9 октября 2011 г. Элиста 2012 УДК 81’278(082) ББК Ш100(2Рос. <...> Калм)я431 П 781 «Проблемы функционирования и развития языков в полилингвальном пространстве», III Международная науч.-практ. конф. <...> . III Международная научно-практическая конференция «Проблемы функционирования и развития языков в полилингвальном пространстве», 7-9 октября 2011 г. [Текст]: материалы / редкол. <...> К сожалению, этот негативный процесс не обошел калмыцкий язык и многие языки малочисленных народов нашей страны. <...> Однако сегодня языковая ситуация в республике резко изменилась в результате реального процесса угасания калмыцкого языка. <...> Итак, учебник для начальных классов «Хальмг келн» 6 Общее количество словоформ: 6468 Количество лексем: 2269. <...> Так, например, встречаются в тексте три числительных – негн «один», хойр «два» и зун «сто». <...> Причем негн и хойр чаще употреблены не в своих исходных значениях, а в характерных для них сочетаниях типа эк эцк хойр «отец и мать, родители», в данном случае хойр выступает в значении, соответствующем союзу и русского языка. <...> Некоторые слова в нем имеют 7 избыточное с точки зрения необходимости усвоения употребление, например, слова хальмг «калмык» употребляется 23 раза, багш «учитель» 20 раз, уга «нет» – 31 раз, би «я» – 61 раз, хойр «два» – 52 раза. <...> К группе последних относится, несмотря на имеющиеся труды, и калмыцкий язык, что, естественно, затрудняет создание научно обоснованных мер по решению проблем языковой ситуации, особенно в аспекте обучения родному языку. <...> При объективном ее рассмотрении оказалось, что в разные периоды <...>
III_Международная_научно-практическая_конференция_Проблемы_функционирования_и_развития_языков_в_полилингвальном_пространстве,_Элиста,_7-9_октября_2011_г..pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Калмыцкий государственный университет»
Министерство образования, культуры и науки Республики Калмыкия
ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВ
В ПОЛИЛИНГВАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Материалы III Международной научно-практической конференции
7-9 октября 2011 г.
Элиста 2012
Стр.1
УДК 81’278(082)
ББК Ш100(2Рос.Калм)я431
П 781
«Проблемы функционирования и развития языков в полилингвальном
пространстве», III Международная науч.-практ. конф. (2011; Элиста).
III Международная научно-практическая конференция «Проблемы функционирования
и развития языков в полилингвальном пространстве», 7-9 октября
2011 г. [Текст]: материалы / редкол.: П.Ц. Биткеев [и др.]. – Элиста: Издво
Калм. ун-та, 2012. – 252 с. – В надзаг.: Мин-во образования и науки РФ,
ФГБОУ ВПО «КалмГУ», Мин-во образования, культуры и науки РК.
ISBN 978-5-91458-107-4
В сборнике представлены доклады и выступления ученых России, Китая,
Монголии, посвященные проблемам функционирования языков в иноязычном
окружении, особенностям взаимодействия национальных языков с русским в
условиях поликультурного общества.
Книга предназначена для филологов, лингвокультурологов, фольклористов,
учителей, а также для всех интересующихся вопросами преподавания
национальных языков в ситуации билингвизма.
Редакционная коллегия:
П.Ц. Биткеев (отв. ред.);
В.О. Имеев,
В.И. Рассадин,
Р.П. Харчевникова,
Р.Б. Дякиева
Издание осуществлено при финансовой поддержке аналитической ведомственной
целевой программы Министерства образования и науки РФ
«Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2011 гг.)»,
проект № 5775
Статьи опубликованы в авторской редакции
ISBN 978-5-91458-107-4
© ФГБОУ ВПО «КалмГУ», 2012 г.
© Авторы, 2012 г.
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Салаев Б.К. Нормативные основы учебной литературы ..........................3
Биткеев П.Ц. Основные положения программы «Живой язык» ................8
Дякиева Р.Б. Языковая политика и вопросы языкового сознания титульного этноса
(на примере Республики Калмыкия) ................................................................................14
Насилов Д.М., Бурыкин А.А. Двуязычие в России: модели, мониторинг,
практика и социолингвистическая реальность ................................................21
Имеев В.О. Факторы влияния на языковую ситуацию в поликультурном
пространстве Калмыкии ....................................................................................31
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ПРОБЛЕМЫ ЯЗЫКОВОЙ СИТУАЦИИ
Бадмаева Г.К. Проблема сложных слов в монголистике..........................38
Бадма-Халгаева Е.А. Формирование учебных действий на уроках родного
языка и способы их проверки ..........................................................................48
Басхаева А.Х. Модернизация предметного образования: ИКТ и родной
язык........................................................................................................................53
Биткеева Г.С. Табуирование в калмыцком языке цветовых наименований
.....................................................................................................................58
Богаева Л.Ф. Современные подходы к разработке программ нового поколения
по родному языку (презентация Программы по калмыцкому языку
для 1-4 кл. .............................................................................................................63
Бьерке А.Т. Компьютерное исследование лексико-грамматической
структуры и системы функционирования языка .............................................67
Гунжитова Г-Х.Ц. О некоторых аспектах государственной языковой политики
в современных условиях ..........................................................................73
Джушхинова К.А. Национальный компонент в речевом поведении билингва
(жанры семейной беседы и поздравления) ....................................................76
Козаева С.С. Семантика функциональной характеристики личных местоимений
калмыцкого языка .............................................................................81
Монраев М.У. Синонимы в калмыцком языке: семантика и сочетаемость
....................................................................................................................87
Мушаев В.Н. Толково-комбинаторный словарь и вопросы моделирования
(на материале калмыцкого языка) ...............................................................90
Очирова О.Ш. Игровые технологии в методике преподавания родного
языка ......................................................................................................................95
Намруева Л.В. Молодежь Калмыкии и проблемы сохранения калмыцкого
языка ......................................................................................................................97
248
Стр.248
Намруева Л.В., Минко Т.В. Портрет сельского старшеклассника (по
материалам опроса в Октябрьском и Сарпинском районах республики в
2011 г.) .................................................................................................................103
Санжина Д.Д. Взаимодействие языка и культуры .................................106
Цереева Г.А. Современные подходы к обучению русскому языку учащегося-билингва
в контексте технологии УДЕ ......................................................110
Цырендоржиева Б.Д. Об учебно-методическом обеспечении преподавания
бурятского языка в общеобразовательных учреждениях Республики Бурятия
.......................................................................................................................115
ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ВОПРОСОВ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЯЗЫКА
Данилова Р.Р. Cвободный ассоциативный эксперимент как метод определения
признаков концепта в татарской языковой картине мира ............121
Голодная В.Н. Некоторые национальные особенности невербального общения
(некоторых западных и восточных культур) ......................................126
Есенова Т.С. Натурконцепт «вода» в ментальном мире калмыков .....131
Олядыкова Л.Б. The sacred white colour in Mongolian languages ..........142
Эрдниева О.В. Невербальная коммуникация в калмыцкой лингвокультуре
.....................................................................................................................147
Янова М.В. Межкоммунникативное общение как современный процесс
диалога культур ..................................................................................................150
ФОЛЬКЛОР И ЛИТЕРАТУРА И ВОПРОСЫ ОБУЧЕНИЯ ЯЗЫКУ
Амулакова Б.Э. Отражение ремесел и промыслов в устном народном
творчестве калмыков ........................................................................................154
Джимбеева Н.В. Калмыцкие народные сказки о животных: дидактический
аспект .........................................................................................................159
Вяткина Е.А. Калмыцкий фольклор в повести Елены Ган «Утбалла» .161
Зумаева Д.Ю. Русскоязычная калмыцкая поэзия: к проблеме изучения этнических
стереотипов в речевом этикете (лирика Риммы Ханиновой) ......167
Коваева Б.М. Һазр усна седв хальмгудын болн шинҗәнә өөрднүдин дуунд 173
Кокшаева Н.О. Калмыцкий хан Дондук-Даши и его эпоха .....................177
Лиджиев М.А. Роль фольклора в формировании жанра поэмы в творчестве
А. Сусеева ..................................................................................................194
Олядыкова Л.Б. Калмыцко-монгольские культурные и лексические параллели
по данным лексикографических источников .....................................199
Сарангов В.Т. К проблеме происхождения калмыцкого эпоса «Джангар»
......................................................................................................................210
249
Стр.249
Фокин А.А. Поэзия диалога Риммы Ханиновой ......................................214
Цеденова С.Н. Фольклорные мотивы в калмыцкой и монгольской прозе
30-х годов ХХ в. ...................................................................................................220
Ханинова Р.М. Образ журавля в лирике Михаила Хонинова ..................223
Ханинова Р.М., Очирова Э.Б. Йорял в лирике Михаила Хонинова .......230
Шарапова Н.Н. Изучение калмыцкой литературы в средней школе ....235
Шовадаева С.В. Детская поэзия Риммы Ханиновой ..............................239
Эдлеева К.А. Герои монгольских магталов .............................................244
250
Стр.250