УДК 811.161.1(075.8)
Авторы:
Н.А. Буре — гл. II, § 2, приложение; Л.Б. Волкова — гл. I, § 1–2; Е.В. Косарева
— гл. III, § 3–4; Е.Ю. Лазуренко — гл. V, § 1–5; М.Ф. Лужковская —
гл. II, § 1, 3–5: В.Л. Моисеева — гл. III, § 1; А.В. Рассадин — гл. IV, § 1–6;
Н.Т. Свидинская — гл. VII, § 1–3; Е.И. Селиверстова — гл. I, § 1, п. 3; В.В. Химик
— предисловие, гл. VI, § 1–4; А.С. Шатилов — гл. III, § 2.
Рецензенты:
доктор филологических наук, профессор МГУ Т.В. Кортава;
кандидат филологических наук, профессор СПбГУЭФ В.К. Лебедев.
Основы русской деловой речи : учеб. пособие для студентов
высш. учеб. заведений / Н.А. Буре, Л.Б. Волкова, Е.В. Косарева и др.;
под ред. проф. В.В. Химика. — СПб. : Златоуст, 2012. — 448 с.
Гл. редактор: к.ф.н. А.В. Голубева
Корректоры: Б.Я. Моносов, О.С. Капполь
Оригинал-макет: Л.О. Пащук
Обложка: В.В. Листова
В книге подробно описываются сферы и виды делового общения, новые
явления в официально-деловом стиле, а также языковые особенности русской
деловой речи. Анализируются разновидности письменных деловых текстов
личного, служебного и производственного характера и наиболее востребованные
жанры устной деловой речи, рассматриваются такие аспекты деловой
коммуникации, как этикет, речевой портрет делового человека, язык рекламы,
административно-деловой жаргон и т. д. Каждый раздел сопровождается
вопросами для самоконтроля и списком рекомендуемой литературы.
Для студентов гуманитарных вузов, преподавателей русского языка и
культуры профессиональной речи, а также всех читателей, интересующихся
современной деловой речью.
ISBN 978-5-86547-653-5
© Коллектив авторов (текст), 2012
© ЗАО «Златоуст» (редакционно-изда тельское оформление,
издание, лицензионные права), 2012
Подготовка оригинал-макета: издательство «Златоуст».
Подписано в печать 10.01.2012. Формат 6090/16. Печ. л. 28. Печать офсетная. Тираж 1000 экз.
Заказ №
Код продукции: ОК 005-93-953005.
Санитарно-эпидемиологическое заключение на продукцию издательства Государственной СЭС РФ
№ 78.01.07.953.П.011312.06.10 от 30.06.2010 г.
Издательство «Златоуст»: 197101, Санкт-Петербург, Каменноостровский пр., д. 24, оф. 24.
Тел.: (+7-812) 346-06-68, факс: (+7-812) 703-11-79, e-mail: sales@zlat.spb.ru, http://www.zlat.spb.ru.
Отпечатано по технологии CtP в ОАО «Первая Образцовая типография», обособленное подразделение
«Печатный двор». 197110, С.-Петербург, Чкаловский пр., 15.
Стр.2
Оглавление
Предисловие ................................................................................................7
Глава I. Язык официально-делового общения ......................................12
§ 1. Официально -деловой стиль в системе книжных стилей:
общая характеристика и особенности нового времени ................12
1.1. Лексические и грамматические особенности
официально-делового стиля .......................................................14
1.2. Речевые клише официально-делового стиля речи ..........23
1.3. Внутристилевая и жанровая дифференциация
официально-делового стиля .......................................................34
1.4. Новые явления в официально-деловом стиле ..................41
Вопросы и задание для самоконтроля ......................................46
§ 2. Профессионально-деловое общение .........................................47
2.1. Профессионально-деловое общение: виды, формы,
языковая специфика ....................................................................47
2.2. Понятие коммуникативного барьера
и коммуникативной компетентности .......................................54
Вопросы для самоконтроля ........................................................67
Рекомендуемая литература ........................................................67
Глава II. Письменные формы деловой речи ..........................................69
§ 1. Типология жанров письменной деловой коммуникации:
лингвистические и культурологические аспекты .........................69
Вопросы и задания для самоконтроля ......................................74
§ 2. Канцелярский подстиль: деловая документация ...................75
2.1. Канцелярский документ как особый тип текста
и его языковые особенности ......................................................75
2.2. Форма канцелярских документов (деловых бумаг) ........78
2.3. Принципы классификации деловых документов ............81
2.4. Составление деловых бумаг ................................................83
Вопросы и задания для самоконтроля ....................................102
§ 3. Понятие документооборота и его этапы ................................103
3.1. Документооборот и система документов .......................103
3.2. Прием и первичная обработка входящих
документов ..................................................................................104
3.3. Предварительное рассмотрение и распределение
поступивших документов .........................................................105
3.4. Обработка исходящих документов ..................................108
3.5. Информационно-справочная работа ................................110
Вопросы и задания для самоконтроля ....................................112
Стр.3
4 Основы русской деловой речи
§ 4. Дипломатический и законодательный подстили:
жанры письменной коммуникации ...............................................113
4.1. Документы дипломатического подстиля ........................113
4.2. Виды дипломатических документов ...............................115
4.3. Документы законодательного подстиля .........................122
Вопросы и задания для самоконтроля ....................................132
§ 5. Речевой этикет в деловой переписке ......................................133
Вопросы и задания для самоконтроля ....................................137
Рекомендуемая литература ......................................................138
Приложение ................................................................................139
Глава III. Устные формы деловой речи ................................................144
§ 1. Устная деловая речь и ее особенности ...................................144
1.1. Особенности устной формы речи.....................................144
1.2. Слушание как вид речевой деятельности.
Приемы эффективного слушания ...........................................146
1.3. Жанровые разновидности устной деловой речи ...........149
1.4. Этикет делового общения и культура речи ....................157
Вопросы и задания для самоконтроля ....................................171
§ 2. Разновидности устного делового общения:
беседа, презентация, переговоры....................................................172
2.1. Деловая беседа .....................................................................172
2.2. Деловая презентация ..........................................................177
2.3. Деловые переговоры ...........................................................182
Вопросы и задания для самоконтроля ....................................193
§ 3. Деловой разговор по телефону ................................................194
3.1. Коммуникативно- речевые особенности .........................194
3.2. Описание делового разговора по телефону
по его структурным составляющим .......................................200
Вопросы и задания для самоконтроля ....................................206
§ 4. Деловое совещание ....................................................................207
4.1. Общие особенности и разновидности деловых
совещаний ....................................................................................207
4.2. Жанровая специфика делового совещания ....................208
4.3. Участники делового совещания .......................................210
4.4. Подготовка делового совещания ......................................214
4.5. Структура и коммуникативные особенности
делового совещания ...................................................................215
4.6. Оперативное деловое совещание ......................................219
Вопросы для самоконтроля ......................................................221
Рекомендуемая литература ......................................................222
Приложение ................................................................................224
Стр.4
Оглавление
5
Глава IV. Реклама как особый жанр деловой коммуникации ..........230
§ 1. Реклама: история и современность .........................................230
§ 2. Рекламная коммуникация ........................................................234
§ 3. Структура рекламного текста .................................................237
3.1. Имя объекта в рекламе ......................................................242
3.2. Рекламный слоган ...............................................................245
§ 4. Рекламный текст ........................................................................247
4.1. Заголовок .............................................................................247
4.2. Основной рекламный текст ...............................................258
4.3. Эхо-фраза .............................................................................262
§ 5. Типологические особенности языка рекламы ......................263
5.1. Аудиореклама ......................................................................266
5.2. Видеореклама .......................................................................271
5.3. BTL-акции ............................................................................273
§ 6. Языковая составляющая «рекламной кухни» .......................274
Вопросы и задания для самоконтроля ....................................277
Рекомендуемая литература ......................................................280
Глава V. Коммуникативно- речевой портрет делового человека
(руководитель, менеджер, предприниматель) ....................................282
§ 1. Профессиональное коммуникативное поведение
и профессиональная коммуникативная личность.......................282
§ 2. Стереотипное представление о внешности и поведении
делового человека .............................................................................288
§ 3. Типология речевых культур и стилистические
особенности речи делового человека ............................................296
§ 4. Речевое поведение делового человека ....................................302
4.1. Особенности общения руководителей
с подчиненными .........................................................................308
4.2. Типичные речевые обороты руководителей ...................310
4.3. Одобряемые и неодобряемые высказывания
руководителей ............................................................................313
§ 5. Причины возникновения конфликтов в общении
руководителя с подчиненными ......................................................316
Вопросы и задания для самоконтроля ....................................320
Рекомендуемая литература ......................................................321
Глава VI. Административно- деловой жаргон и сферы его
функционирования ..................................................................................322
§ 1. Деловая речь и жаргон деловых людей..................................322
§ 2. Носители административно- делового жаргона ....................327
§ 3. Объекты жаргонной номинации .............................................330
Стр.5