УДК 7
ББК 85
В41
Редакционная коллегия:
А. В. Шунков, ректор Кемеровского государственного института культуры,
доктор филологических наук, доцент (председатель);
В. Д. Пономарев, доктор педагогических наук, доцент КемГИК;
Н. С. Попова, кандидат искусствоведения, доцент КемГИК (раздел 1);
Г. С. Елисеенков, профессор КемГИК (раздел 2);
Л. Г. Тараненко, доктор педагогических наук, доцент КемГИК (раздел 3);
А. А. Гук, доктор философских наук, профессор КемГИК,
Е. Ю. Светлакова, кандидат философских наук, доцент КемГИК (раздел 4);
пер. О. В. Ртищева, кандидат философских наук, доцент КемГИК.
Ответственные редакторы:
Т. Ю. Казарина, декан факультета визуальных искусств КемГИК, доцент;
Н. С. Попова, кандидат искусствоведения, доцент кафедры культурологии,
философии и искусствоведения КемГИК.
Рецензенты:
В. И. Марков, доктор культурологии, профессор
Кемеровского государственного института культуры;
Л. И. Нехвядович, доктор искусствоведения, директор института искусств и дизайна
Алтайского государственного университета (г. Барнаул).
В41
Визуальные искусства в современном художественном и
информационном пространстве : сб. науч. ст. / под общ. ред.
А. В. Шункова; ред.: Т. Ю. Казарина, Н. С. Попова, Г. С. Елисеенков,
Л. Г. Тараненко, А. А. Гук, Е. Ю. Светлакова; предисл.
А. А. Гука; пер. О. В. Ртищевой. – Вып. 5. – Кемерово : Кемеров.
гос. ин-т культуры, 2020. – 285 с.: ил. – Текст : непосредственный.
ISBN 978-5-8154-0327-7
ISBN 978-5-8154-0573-8
Сборник включает научные статьи, в которых рассматриваются теоретические
и практические историко-культурные, социокультурные и профессионально-педагогические
аспекты изучения изобразительного искусства,
дизайна, декоративно-прикладного искусства, медиа-образования, экранных
искусств, фотографии.
УДК 7
ББК 85
ISBN 978-5-8154-0327-7
ISBN 978-5-8154-0573-8
© Авторы статей, 2020
© ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный
институт культуры», 2020
2
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ
В современном информационном обществе значение визуальности
переоценить невозможно. Ее влияние проявляется практически в каждой
сфере нашей повседневной жизни – в науке, технике, рекламе, образовании,
искусстве, социальных коммуникациях и т. д. Использование визуальности
сформировало огромный пласт визуальной культуры, которая
имеет свою давнюю историю, традиции и свой визуальный язык, позволяющий
передавать различного рода информацию, в том числе и художественную.
В
очередном сборнике научных статей, инициированном профессорско-преподавательским
коллективом Кемеровского государственного
института культуры, рассматриваются проблемы, связанные с функционированием
таких направлений визуальной культуры, как: изобразительное
и декоративно-прикладное искусство, дизайн, экранные искусства,
фотография, мультимедийные и сетевые компьютерные технологии.
В соответствии с перечисленными выше направлениями сформирована
и структура настоящего научно-педагогического издания. Она включает
в себя четыре раздела, в каждом из которых анализируются вопросы,
значимые и актуальные для отдельных направлений визуальной культуры
и искусства.
Начинает сборник совокупность статей, посвященных изобразительному
искусству. В большинстве статей авторы проявляют интерес
к истории современного изобразительного искусства, обращаясь к региональной
тематике, что не может не обогатить опыт местной искусствоведческой
критики. Весьма актуальным является обращение авторов к новым
цифровым технологиям в изобразительном искусстве, расширяющим
наше представление о современных возможностях в этой сфере. Здесь же,
в первом разделе, подвергается рефлексии концепция современного
искусства Ж. Бодрийяра. В центр исследовательского внимания вовлекаются
не только искусствоведческие, но и педагогические аспекты
изобразительной деятельности. О них идет речь в статье, в которой рассматриваются
вопросы развития детей младшего школьного возраста. Декоративно-прикладное
искусство в этой части сборника представлено
статьей об особенностях кемеровской декоративной росписи с акцентированием
внимания на орнаментальное искусство.
3
Стр.3
Наиболее мощно, и не только в количественном отношении, выглядит
второй раздел настоящего сборника, в котором происходит осмысление
феномена современного дизайна. Почти половина его статей так или
иначе связана с педагогическими проблемами формирования проектного
мышления в дизайнерском творчестве, с методиками развития и обучения
личности человека средствами дизайна. Не остаются в стороне и вопросы
творческо-технологического характера. В отдельных статьях раскрывается
«кухня» дизайнерского творчества, его формообразующие элементы
и стилистика, причем такого рода анализ проводится не только на личностном
уровне, но и на материале крупных коллективных проектов, а также
масштабных дизайнерских событий-мероприятий. А открывает второй
раздел статья методологической направленности, которая позиционирует
графический дизайн как один из видов визуальной коммуникации.
Третий раздел сборника ориентирован на актуализацию проблем
информационной среды и мультимедийных технологий, активно использующих
визуальные элементы в своих целях. В большей степени это касается
статей, в которых раскрываются технологии создания мультимедийных
продуктов для учреждений культуры и визуальные характеристики
электронного путеводителя. В меньшей степени визуальное начало становится
предметом научного анализа тогда, когда в статьях рассматриваются
социокультурные аспекты интернет-индустрии досуга и информационная
компетентность студентов в условиях виртуальной библиотечной
среды. Взаимосвязь информационной и визуальной культуры в структуре
профессиональной подготовки студентов-дизайнеров всесторонне исследуется
в дебютной статье данного раздела.
Предметное поле заключительного (четвертого) раздела настоящего
сборника включает в себя разнонаправленные исследования. Первое из
них выявляет творческие возможности способа «перспективное совмещение»
в современном репортажном фотоискусстве. Во второй статье обозначаются
различные типы видеообразов культурной среды, которые присутствуют
в любительских фильмах, представленных на фестиваль «Моя
Родина – Сибирь». Центральное место в данном разделе занимает статья,
где проводится сравнительный анализ жанровых особенностей фотои
видеоработ студентов Кемеровского государственного института культуры
и Национальной академии театрального и киноискусства. Заканчивает
этот раздел две культурологические статьи, в одной из которых речь
идет о мотиве еды в мировом кинематографе, а в другой – об отображе4
Стр.4
нии образов декабристов в кино и телевидении в конце ХХ и начале
ХХI века.
В заключение необходимо отметить достаточно широкую географию
авторов настоящего издания. В нем приняли участие исследователи
из соседних с Кузбассом сибирских регионов – Алтайского и Красноярского
краев, Новосибирской и Омской областей, а также из республик Беларусь
и Болгария. Все это в целом свидетельствует о широком интересе
со стороны научной общественности к заявленной научной проблематике.
Гук А. А., профессор кафедры фотовидеотворчества
Кемеровского государственного института культуры,
доктор философских наук, доцент
5
Стр.5